В Госдуму собираются внести законопроект по отмене ЕГЭ. С такой инициативой выступил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. По словам депутата от ЛДПР, формат ЕГЭ неэффективен, так как не показывает реальный уровень знаний учащихся. С ним не согласен Анатолий Вассерман, член комитета Госдумы по просвещению от «Справедливой России». Мы собрали главные аргументы оппонентов. Рассказываем, что они говорят.
— Мы не первый раз это делаем. Несмотря на то что все сейчас пинают Болонскую систему образования, признавая ее ошибочной, мы считаем, что необходимо вернуться к данному вопросу и все-таки ЕГЭ отменить. Это вредный инструмент аттестации нашей молодежи. Еще в 2018 году Владимир Жириновский выступал с этой инициативой. Также тогда был внесен соответствующий законопроект, но его никто не поддержал.
«Сегодня мы видим, что количество суицидов растет, как и спрос на успокоительные препараты»
— Нормальные знания не проверяются, это плохая система контроля, так как она формирует клиповое и шаблонное мышление у нашего подрастающего поколения, что неправильно. Поэтому мы считаем, что стоит вернуться к старой, классической системе аттестации, — прокомментировал депутат ЛДПР Ярослав Нилов.
Также Нилов подчеркнул, что благодаря этим изменениям на российском рынке труда значительно увеличится количество достойных специалистов в своей области.
— Некоторые вузы могут принимать будущих абитуриентов на основании собеседования. К нему стоит приложить свой аттестат о среднем образовании с хорошими отметками. Я в свое время смог набрать большое количество баллов на школьных олимпиадах. Благодаря этому мне удалось поступить в МЭИ на бюджетную основу. Главное — дать возможность получить высшее образование и работать по специальности тем, кто реально этого хочет. А не просто поступать для галочки, чтобы потом зарабатывать на свою жизнь иным способом, тем самым оголяя рынок труда, который потом замещается иностранцами, — рассказал один из авторов этого проекта.
Но есть и обратная точка зрения. Формат Единого государственного экзамена (ЕГЭ) лучше, чем билетный формат, однако главная проблема такого экзамена заключается в его содержании.
Такое мнение выразил депутат Госдумы, политический деятель, журналист и член комитета Государственной думы по просвещению Анатолий Вассерман.
— Лично я считаю, что ЕГЭ оценивает лучше реальные знания выпускников, чем классический билетный формат экзамена. Просто потому, что на нем даются вопросы по всей школьной программе. Тогда как билеты — это всегда лотерея. Я за то, чтобы именно образование менялось в целом, а не только способ проверки знаний, — высказался журналист.
Кроме того, Анатолий подчеркнул две проблемы, которые есть в ЕГЭ.
— На мой взгляд, одна из проблем ЕГЭ заключается в том, что сам экзамен проводится далеко не по всем предметам, изучаемым в школе. Ученики в свою очередь игнорируют остальные общеобразовательные дисциплины, что отражается на их уровне образования. И так как ЕГЭ является одновременно выпускным и вступительным экзаменом, то напряжения у выпускников при его подготовке и сдаче становится в разы больше, — высказал свою точку зрения депутат Госдумы Вассерман.
По мнению знатока, в современном российском образовании есть вещи, гораздо более вредные и опасные, чем ЕГЭ.
— Напомню, что ЕГЭ у нас начали внедрять, когда образование уже в значительной степени отступило от законоцентричности, когда изучаются в первую очередь закономерности, порождающие конкретные факты. Школьники просто заучивают эти факты без понимания связи между ними. Всё это катастрофически разрушительно — мы ведь ругаем не причину, а следствие, — добавил Анатолий.
При этом журналист отметил, что уже предпринимаются определенные шаги, которые способны улучшить нашу систему образования.
— Комитет Государственной думы по просвещению, куда я вхожу, и Минпросвещения России согласились включить в закон об образовании один важный тезис. Он поясняет, что основная цель образования — это формирование целостной картины всего мира. Сейчас группа экспертов, собранных по моей инициативе, занимается проработкой самого понятия «целостная картина мира» в юридическом плане, а также какими способами эту цель можно достичь и что ей препятствует, — пояснил член комитета по просвещению.
А как вы считаете, нужно отменять ЕГЭ?
Напомним, что данный закон уже вносят в Госдуму. Ранее выпускники рассказали MSK1.RU, что получили заниженные баллы за ЕГЭ из-за массового сбоя. Также мы писали о том, что министр просвещения Сергей Кравцов предложил не получать высшее образование учителям 5–9-х классов для работы в школе. После этого россияне раскритиковали решение Минпросвещения готовить школьных учителей в колледжах.