Москвичка Анна Царегородцева — преподаватель русского языка и литературы, нередко рассказывающая об изнанке сферы образования: мы уже публиковали ее тексты о подготовке к ЕГЭ и о том, как преподаватели относятся к тому, что бюджетные места в вузах стали занимать участники СВО.
В этой колонке Анна поднимет одну из самых острых в своей профессии тем — проблему эйджизма. Девушка поговорила об этом со своими коллегами, и все они пожаловались на дискриминацию по возрасту. Рассказываем, как именно в школах и университетах притесняют молодых учителей.
Дискриминация по возрасту
В исчезнувшем языке ямане существовало слово mamihlapinatapai. Перевести его довольно непросто, потому что оно обозначает взгляд между двумя людьми, в котором выражается надежда каждого на то, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым. Это слово, конечно, едва ли когда-то станет частью нашей речи. Впрочем, когда-то довольно часто используемые теперь слова «расизм», «сексизм» и «феминизм» тоже казались необычными.
В отличие от своих братьев по суффиксу слово «эйджизм», кажется, можно услышать реже. А вот сам эйджизм встречается довольно часто.
Эйджизм — это дискриминация по возрасту. С ним сталкиваются как молодые специалисты, которых упрекают в отсутствии опыта, так и специалисты пенсионного и предпенсионного возраста, которым достается за устаревшие методы и закостенелость.
Хотя с дискриминацией такого рода могут встретиться люди любого возраста из любой сферы деятельности. Для этого достаточно покрасить волосы в необычный цвет, надеть «не ту» одежду, устроиться работать официантом после 30 или стать родителями в 18 — в общем, сделать то, что по каким-то устоявшимся в обществе нормам делать в вашем возрасте рано или поздно.
Эйджизм существует и в преподавательской среде. Молодым учителям бывает сложно наладить дисциплину: дети часто не хотят воспринимать их серьезно. Особенно непросто приходится педагогам, которые выглядят младше своих лет.
«Родители настороженно относятся к тем, кто пришел работать в школу сразу после института»
Некоторые работодатели даже способствуют укоренению эйджизма: мне не раз приходилось слышать на собеседованиях: «Коллектив у нас молодой. У нас все преподаватели младше 30 лет». Меня это, кстати, сильно не напрягало, пока и мой возраст не стал приближаться к этой отметке. Слышала я и от менеджеров по продажам образовательных курсов: «У нас молодые преподаватели, они на одной волне с детьми, никаких типичных школьных училок у нас нет».
Что думают об этом другие преподаватели
Самое интересное, что эйджизм существует не только извне, но и внутри сферы. Я поговорила с несколькими преподавателями, которые так или иначе столкнулись с эйджизмом и согласились поделиться своим опытом.
— Когда я начинала работать в школе, столкнулась с постоянной критикой старших коллег, отработавших лет по 30, — рассказала Олеся, преподаватель русского языка. — Мой подход к ученикам отличался от привычного для них, поэтому я часто слышала фразы: «Ты молодая, а вот будешь как мы, будешь иначе к ученикам относиться».
В колледже Олеся старалась быть ребятам 15–16 лет в первую очередь другом, пыталась их понять. От старших коллег она слышала: «Что это за дружба!? Что это за подход. Они должны слушаться беспрекословно, мое слово — закон», какое там «понимать ребят, вникать в их трудности и проявлять гуманное отношение». Ни старшие коллеги, ни руководство не одобряли селфи учительницы с детьми и коллективные походы в кино.
— Мне говорили: «Молодая, глупая, надо быть суровее, серьезнее». Про методику вообще молчу, — поделилась Олеся. — Если я молодая, хотя на тот момент у меня уже был опыт более шести лет преподавания, то априори для них я плохой специалист. На экзамены меня не хотели ставить первое время, часов давали меньше, чем преподавателям, которые отработали 20–30 лет, и в целом показывали: ты здесь еще никто.
Сейчас Олеся работает в университете. Однажды она попала в сложную ситуацию: в учебном заведении не было студентов — они еще не приехали, поэтому преподавателей заставили уйти в отпуск за свой счет.
— Чтобы не платить нам оклад, заставляли писать заявления на бессрочный отпуск за свой счет, хотя мы не виноваты в том, что нет нагрузки. Когда мои коллеги-ровесники спросили почему, от начальства последовал примерно такой ответ: «А вы в принципе кто такие и сколько вам лет? Вы молодые, неопытные и, соответственно, не ценитесь», — рассказала она. — Хотя, как мне кажется, 11 лет непрерывного преподавания — это уже приличный опыт, нас до сих пор некоторые воспринимают как глупых студентов. В университете к пожилым (у нас есть коллеги за 65 лет) тоже отношение не очень. Руководителю отделения около 40–45 лет, и она считает, что пожилые преподаватели работают по устаревшей программе, что они не идут в ногу со временем.
«Сложилась на факультете тенденция: молодые — недостаточно опытные, а пожилые — уже, по мнению руководства, со склерозом, и пора бы им на пенсию»
С подобной ситуацией столкнулась и Дарья, которая занимает должность замруководителя отдела преподавания в онлайн-школе.
— Я начала преподавать английский детям, когда мне было 20, — рассказала Дарья. — Я еще училась в университете. Я была уверена в своем уровне английского на сто процентов. У меня уже были международные сертификаты. Почему-то я сама себе придумала, что нужно «накинуть» пару годков и говорила, что мне 23. Никто ни разу не упрекнул меня в чем-то, но мне казалось, что родители учеников будут больше доверять, если я буду старше. Мне кажется, это интересно в контексте того, что это какая-то соцнорма, которая сформировалась сама по себе во мне. Я соединяю это с тем, что в университете говорили, что мы еще не имеем права преподавать. Я сама себя зашеймила в итоге.
Первый и единственный раз Дарья столкнулась со странным отношением со стороны взрослых коллег, когда работала в большой компании на руководящей должности в госучреждении.
— Фразы в формате «ну вы у нас молодой специалист» слушала постоянно. Удивительно, меня это только мотивировало. В целом мне всегда везло на коллег. Например, когда я работала в творческой среде с режиссерами, актерами и исполнителями — всё было наоборот, «свежее» мнение — это круто, и его всегда жаждут услышать, — заключила девушка.
Согласны с автором?
Ранее мы публиковали интервью со столичным учителем литературы Владимиром Алексеевым. Владимир Иванович рассказал MSK1.RU, что сейчас больше всего любят читать школьники, почему учителя сами решают сдавать ЕГЭ и для чего нужно изучать литературу даже тем, кто не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными специальностями.
Почитайте также колонку столичной учительницы русского языка и литературы Ольгой Фокиной, которая отправилась на ЕГЭ по своим предметам и сдала каждый из них на 100 баллов. Ольга объяснила нам, как именно устроено тестирование и как оно меняется с годами.
Кроме того, мы пообщались и с учительницей из более отдаленного региона России: Меретя Тусида родилась и живет далеко на Ямале и учит детей оленеводов в школе-интернате родному ненецкому языку. Меретя занимается не только преподавательской деятельностью, но и заведует небольшим школьным музеем, куда дети приносят интересные экспонаты, включая огромные кости мамонтов, которые находят в тундре. Женщина поделилась своими впечатлениями о работе и жизни в Арктике.
Также MSK1.RU писал о том, что тысячи девятиклассников каждый год решают оставить обучение в школе и уйти в профильные колледжи, чтобы получить профессию. Эксперты рассказали нам, выпускники каких направлений среднего профессионального образования пользуются наибольшим спросом в столице.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».