Кажется, в наше время найти школьника, у которого нет или не было хотя бы одного репетитора, практически невозможно. Преподавателей много, а спрос на их услуги не перестает расти.
Москвичка Анна Царегородцева преподает русский язык и литературу уже много лет: сейчас с учениками и их родителями почти не возникает проблем. Но чтобы прийти к такой идиллии, ей пришлось набить множество шишек.
О том, с какими трудностями сталкиваются педагоги, работая на себя, и что их больше всего раздражает, учительница рассказала в колонке.
Когда-то я искала учеников по объявлениям во «ВКонтакте» (просто в поиске забивала «#ищурепетитора»). Тогда у меня был достаточно большой приток новых учеников, поэтому и проблемных ситуаций, с которыми мне приходилось справляться, было много. Возможно, прочитав этот материал, учителя смогут избежать некоторых ошибок. А родители учеников посмотрят на ситуацию под другим углом.
«Деньги не приносили удовлетворения»
Я не думала, что самой большой проблемой будет оплата. Разумеется, денежные вопросы всегда решаются с родителями. Для большинства из них было удобно переводить деньги за каждое занятие. Я тоже сначала не была против. Это было бы удобно всем, если бы родители переводили деньги сразу после занятия или перед ним.
Я понимаю, что у всех есть свои дела, но я на удивление часто попадала в ситуации, когда занятие было проведено, после него прошло несколько часов и даже дней, а оплата не поступила.
Я чувствовала себя неловко уже на том этапе, когда писала родителям с просьбой оплатить занятие. Сначала это просто напоминание — мало ли, действительно могли забыть. Опять же удивительно, насколько часто после этого напоминания ничего не происходило. Я напоминала еще раз. Это было неприятно.
«Возникало такое ощущение, что я не свои деньги хочу получить, а выпрашиваю то, чего не то что не заработала, а даже не заслужила»
Я бы входила в положение, если бы меня не игнорировали и объясняли ситуацию. В итоге деньги, которые приходилось выбивать, не приносили удовлетворения. А с учениками, родители которых регулярно не переводили оплату своевременно, приходилось расставаться.
Сейчас я работаю по предоплате (за месяц). Отмененные занятия либо переношу на другой день, либо вычитаю из оплаты в следующем месяце. Я понимаю, что это подходит не всем, но мне проще работать с тем, кого такой подход устраивает, потому что особенно жалко я чувствовала себя в таких ситуациях в студенчестве, когда по наивности рассчитывала на деньги, которые мне еще не заплатили.
«Любят отменить занятие за 10 минут»
Частые переносы также доставляют ощутимый дискомфорт. Когда появляется новый ученик, ты готовишь под него расписание, иногда двигаешь других учеников, стараешься подстроиться подо всех. Перенести один раз. Два. Три. Хорошо. Бывает всё: болезни, концерты, поездки.
Но когда каждую неделю тебя просят перенести занятие, когда тебе снова нужно думать, как кого-то подвинуть, менять и перестраивать свои планы, — это, мягко говоря, очень неудобно.
В эту же категорию можно отнести частые отмены занятий, потому что, когда видишь ученика раз в 2–3 недели, он успевает забыть, чем вы вообще занимались. Приходится возвращаться к пройденному материалу и ходить по кругу. В таких случаях прогресс очень слабый.
Более того, некоторые ученики любят отменять занятие за 5–10 минут до его начала. Или вообще забывают сообщить об отмене.
«Спасает только предоплата. Уже оплаченные уроки практически никто не пропускает»
Даже тогда, когда я ее не могла позволить себе брать оплату сразу за месяц, я предупреждала, что после третьего занятия, которое отменилось меньше, чем за полчаса до него, я буду продолжать работать, только если пропущенные занятия будут оплачиваться. На самом деле мне ни одного такого занятия не оплатили. Обычно я просто переставала работать с такими учениками.
И частые опоздания, конечно, тоже не способствуют прогрессу. Некоторые ученики думают, что если они за 10 минут до занятия написали, что задержатся на 10–15 минут, то мы сможем позаниматься на 15 минут дольше. А это иногда просто невозможно. Не потому, что я не хочу или иду на принцип, а потому, что расписание преподавателя может быть очень плотным, в том числе из-за желания подстроиться под каждого. И я эти 15 минут не могу отобрать у человека, который занимается следом.
Странные просьбы родителей
Мне приходилось сталкиваться и со злоупотреблением моими ресурсами со стороны родителей. Например, я могла сказать, что есть определенные часы, когда можно написать мне и задать какие-то вопросы. Это не значит, что я готова проверять каждое упражнение, заданное в школе. Но некоторые родители воспринимают это именно так.
Мне несколько раз приходилось объяснять, что на качественную проверку домашней работы нужно найти время, и такой ежедневный труд не входит в стоимость занятий.
И самая неожиданная ситуация, с которой я столкнулась, — просьба мамы повлиять на ребенка. У меня была ученица, с которой занятия проходили легко и свободно. Она пришла ко мне с хорошей базой, выполняла все задания и работала очень активно.
Ее мама часто писала мне добрые слова и говорила, что им всё очень нравится. Конечно, и мне было приятно, тем более, что был заметен прогресс.
Мне было даже странно, что мама именно этой ученицы позвонила мне и попросила на нее повлиять. Она сказала, что у девочки начались проблемы в школе: происходили конфликты с учителями, ухудшилась успеваемость. Также она рассказала, что ребенок хочет много гулять и не думает об оценках.
Я не совсем поняла, что я могу сделать в такой ситуации, потому что ее подготовка к моим занятиям никак не изменилась. Я продолжала наблюдать положительную динамику. Не видела я изменений ни в ней самой, ни в ее отношении ко мне.
Мне пришлось сказать маме ученицы, что я не думаю, что могу что-то сделать в этой ситуации. И, возможно, ей стоит сходить в школу, поговорить с преподавателями и ребенком, конечно. Я действительно не знала, на что я могу повлиять.
Девочка прекрасно подготовилась к экзаменам и прекрасно их сдала. Собственно, как и ожидалось. Мама на меня как будто обиделась. Оплату переводила исправно, но добрых слов больше не писала даже после того, как мы закончили подготовку и получили заслуженные 100 баллов.
Мы уже публиковали тексты о подготовке к ЕГЭ и о том, как преподаватели относятся к тому, что бюджетные места в вузах стали занимать участники СВО.
Узнайте, как российские школьники готовятся к ЕГЭ, справляясь с недостатком сна и вопросами с подвохом. А еще MSK1.RU сравнил зарплаты дагестанских и московских учителей: педагоги из региона признались, что зарабатывают меньше уборщиц.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».