6 июня в Москве закончится ретроспектива фильмов Вадима Абдрашитова: кинотеатр «КАРО Октябрь» покажет картину «Время танцора».
Корреспондент MSK1.RU поговорил с режиссером о том, чего не хватает современному кинематографу, почему айфон не так однозначен и что нужно знать перед просмотром фильмов.
О настоящем
— Часто пересматриваете свои работы?
— Специально нет. Но случается, мне интересно, как картина, снятая там 20–30 лет назад, как она входит в сегодняшний контекст. Вот в начале ретроспективы пересмотрел свой «Плюмбум». И, кстати, я очень благодарен за внимание и интерес от «КАРО»: инициатива провести ретроспективу была от них.
— А сейчас вы над чем-то работаете?
— Нет, ничего конкретного не снимаю, потому что давно есть проблема финансирования. Но я занимаюсь делами киностудии «АркФильм», то есть на «Мосфильме», работы хватает, занимаюсь с выпускниками-режиссерами ВГИКа. Всё время вспоминаю своих мастеров-учителей во ВГИКе — Михаила Ромма и Льва Кулиджанова.
«Это были крупные энциклопедические личности, профессионалы. Вспоминать их приходится, потому что профессионализм сегодня — не очень в порядке»
О кинематографе в СССР
— Вы передаете студентам советы своих мастеров?
— Разумеется. Но дело не совсем в советах. Как и наши мастера, так и мы сегодня как-то пытаемся научить азам профессии, ремеслу, я бы сказал. Методики преподавания обычно подсказаны, конечно, жизнью.
— В СССР обучение киноремеслу было лучше?
— Я бы не сказал. У ВГИКа всё еще мощный потенциал и общегуманитарного, и профессионального образования. Там ведущие мастера кино. Вы, наверно, хотите спросить не только про образование, но и про общий уровень кино?
«Скажу так: в советское время уровень картин, их профессионализм был, конечно, выше. Сейчас кое-что растеряли»
Качество драматургии, сюжетосложения, монтажа, качество работы с актерами и музыкой — это было всё же выше в СССР. Но это всё относится, я отмечу, к среднему уровню.
О технологиях и идеях
— Айфон — корень зла, он виноват в утрате профессионализма?
— Я не думаю, что есть прямая связь с технологиями. Хотя бесконечность носителей информации, то есть емкость памяти той же флешки, — это, конечно, сыграло злую шутку. Мало кто думает о темпоритме.
«Сейчас снимают не результативно, по 10–15 дублей снимают, чего в свое время мы не могли себе позволить. Просто пленки не хватило бы»
Но я бы не сказал «корень зла». Корень проблемы лежит скорее в гуманитарной области. Сказывается отсутствие некоторой художественной идеи, которая была главенствующей. Ее сегодня нет.
— Что это такое? Это то, что поднимает киноискусство и, в общем, культуру. Это итальянский неореализм, это эпоха ренессанса. Без этой идеи невозможно существовать искусству.
«И когда-то это произойдет опять. Кризис в кино не привязан к России. Это есть и на Западе. Но современный кризис будет обязательно преодолен»
Проблемы проявляются не только в кино, это общемировой процесс. Это и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в театре. Но снижения вечно быть не может, поскольку всё развивается. Стоит ожидать новой художественной идеи, которая оплодотворит культуру вновь.
О современном кино
— Какой фильм впечатлил вас в последнее время?
— Я назову зарубежный, потому что среди отечественных режиссеров я почти всех знаю: это коллеги, друзья, товарищи. По-настоящему меня поразил своими совершенством, глубиной, отточенностью фильм «Вавилон» Иньярриту [Алехандро Гонсалес]. Я даже скажу, что эта картина недооценена. Она в высшем смысле авангардна. Она в прямом смысле слова высокохудожественна и полноценна.
«Я с уважением отношусь к нашим сериальным авторам: Урсуляк, Хлебников. В наших сериалах появляется материя жизни. Это про жизнь, которую я живу»
О своих фильмах
— Есть свой любимый (или удачный) фильм?
— Трудно ответить на этот вопрос. Отвечу как любой режиссер, автор или родитель о своих детях. Как выделить любимого ребенка? Они все разные, один мальчик, другая девочка, один постарше, другая помладше, у кого-то славный характер, у кого-то не очень. Но скажу, что все фильмы были сложны и непросты в реализации. У каждой картины была очень мощная команда: драматург Миндадзе, художник Толкачев, оператор Невский.
— Нужно ли зрителю что-то знать перед просмотром ваших фильмов?
— Выясняется, что нет. Перед фильмом «Плюмбум» я рассказывал про «дружинников». Но, оказывается, это движение возвращается, и люди, в целом, слышали о нем. Вот 6 июня будет моя картина «Время танцора» в «КАРО Октябрь», ее тоже не нужно предварительно комментировать.
«Категория "войны" — это настолько злободневно и актуально, что зритель прекрасно разберется в том, что происходит на экране»
Ранее MSK1.RU поговорил с актером Андреем Соколовым. Еще мы рассказывали о всех работающих в России онлайн-кинотеатрах. Директор киносети «КАРО» Ольга Зинякова объяснила, в каком положении сейчас находится индустрия проката РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».