Греческий режиссер Йоргос Лантимос выходит на вуди-алленовский уровень продуктивности. Не успела картина «Бедные-несчастные» (18+) взять четыре статуэтки «Оскар», как на экраны вышла новая абсурдистская лента — «Виды доброты» (18+). Впервые фильм был показан еще в мае этого года на Каннском кинофестивале, но до российского проката (и то неофициального) он добрался только сейчас. В этом материале поговорим о трех новеллах фильма и попытаемся понять, что в них к чему.
Связующее звено
Мини-трилогия внутри фильма объединена неким героем с инициалами Р. М. Ф. Этот загадочный персонаж — связующее звено между разрозненными историями. Хотя и скрепляет их он довольно условно: аббревиатура из трех букв встречается в названиях новелл, а сам актер всякий раз появляется в эпизодической безмолвной роли — последний раз вообще в сцене после титров.
С первого взгляда мужчина кажется лишь необязательным камео — причем бессмысленным, поскольку играет его никому не известный исполнитель. Но Лантимосу не характерно добавление непродуманных деталей или героев — каждый элемент мизансцены продуман, хоть на первый взгляд и может казаться лишним. Картина идет три часа, в ней три новеллы, в каждой из них по три главных героя. Лантимос славится своей любовью к вплетению мифологии в киноязык.
Во многих древних религиях, как правило, три основных бога. У греков (сосценарист Лантимоса тоже грек) это Зевс, Посейдон и Аид — сыновья Кроноса и Реи. Р. М. Ф., подобно богам, не вмешивается в дела людей, а только безучастно наблюдают за происходящим. Хоть мужчина находится неподалеку от протагонистов, он не вмешивается, а просто смотрит и, возможно, смеется над тремя развернувшимися перед его глазами историями. Кстати, он них.
О новеллах
В первой новелле, «Смерть Р. М. Ф.», повествуется о Роберте (Джесси Племонс), человеке, живущем по методичке своего босса Рэймонда (Уиллем Дефо). Роберт вот уже десять лет спит, ест, читает и даже занимается сексом только тогда, когда ему прикажет начальник. Однажды подчиненный впервые наотрез отказывается от выполнения поручения — Рэймонд попросил Роберта убить человека. По поручению босса он должен был сесть за руль и на большой скорости протаранить жертву. Эту черту переступить Роберт себе не позволил. Так закончилась их многолетняя игра, а на смену мужчине пришла миловидная, но более покорная девушка (Эмма Стоун).
Во второй новелле, «Р. М. Ф. летает», рассказывается о полицейском (Племонс), жена которого (Стоун) пропала во время морской экспедиции. Через некоторое время супруга возвращается целая и невредимая, но с изменившимися привычками и подросшим размером ноги. Коп начинает подозревать, что домой пришла незнакомка, которая каким-то образом захватила тело его жены.
В заключительной новелле, «Р. М. Ф. ест сэндвич», главные герои — молодая пара Эндрю (Племонс) и Эмили (Стоун), члены культа, которые ищут девушку со способностью воскрешать мертвых. У пары есть критерии, по которым идет отбор: определенный вес, рост и наличие трагически погибшей сестры. Поиски ведутся под чутким контролем лидеров секты (Дефо и Хонг Чау).
В чем уникальность?
Как уже отмечали многие критики, «Виды доброты» — эта работа в стиле старого Лантимоса времен «Клыка» (18+) и «Лобстера» (16+). Даже сценарий постановщику помогал писать Эфтимис Филиппу, с которым они работали не только над двумя вышеперечисленными картинами, но и над «Убийством священного оленя» (18+). Словом, в «Видах» не будет костюмированного парада «Фаворитки» (18+) и «Бедных-несчастных», только черный юмор, абсурд и недосказанность в каждой второй сцене, как это было в ранних лентах режиссера. Так сказать, возвращение к корням.
В новой ленте Йоргос Лантимос не пытается понравиться тем, кто очаровался стимпанком прошлого года, и уж тем более не пытается снова побороться хотя бы за одну статуэтку «Оскар» — за что ему отдельное спасибо. Вместо этого режиссер делает то, что у него получается лучше всего — выводит зрителя из равновесия, заставляя вжиматься в кресло. Да, постановщик ловко управляется сразу с рядом жанров и поджанров: иногда это сатира чистой воды, иногда триллер, а порой экзистенциальная драма.
При этом Лантимос не изменяет себе в режиссуре. Актеры у него продолжают играть на полутонах, в кадре много воздуха и цветового контраста, оператор внимательно следит за мимикой героев крупными планами, а саундтрек порой врывается в сцену, чтобы сделать ее более напряженной. Одни эпизоды у Йоргоса статичны, в них персонажи существуют внутри сцены и подолгу из нее не выходят. А другие динамичны, как тот, где героиня Эммы Стоун гоняет на своем фиолетовом спорткаре, как в каком-нибудь клипе или фильме с Вином Дизелем. Режиссер эклектичен во всём — это его узнаваемый стиль; попытка расшевелить зрителя, посадить на американские горки.
А вы хотели бы посмотреть «Виды доброты?
Ранее мы рассказывали о премьерах Венецианского кинофестиваля, которые стоит посмотреть.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».