Развлечения истории «Решила разбавить тиктоковский старческий беспредел». Москвичка — о том, как в 60 лет начала снимать видео о керамике и набрала 1,6 млн подписчиков

«Решила разбавить тиктоковский старческий беспредел». Москвичка — о том, как в 60 лет начала снимать видео о керамике и набрала 1,6 млн подписчиков

Эльвира Котова создает уникальные вазы-трансформеры в виде кукол

У керамистки своя мастерская в подмосковной деревне

Источник:

Эльвире Котовой 63 года. У нее есть любящий муж, внуки и любимое дело — креативная керамика. В своей маленькой мастерской в подмосковной деревне Эля, как она сама себя называет, создает фарфоровые куклы-трансформеры — вазы со сменными верхушками.

Мы поговорили с Эльвирой о том, как в 60 лет ей удалось стать блогером-миллионником, рассказывая о любимом деле, и почему за ее вазами выстраивается очередь на полгода вперед.

Несколько лет назад Эльвира увидела, как ее внуки сидят в «ТикТоке». Мастерицу возмутило то, как в современных соцсетях — часто нелепо и смешно — представлено ее поколение. Тогда она решила вести свой блог и доказать молодежи, что люди ее возраста тоже могут быть звездами соцсетей.

Никто не ожидал, что творчество Эли начнет так стремительно набирать популярность: буквально с первых видео на нее начали подписываться сотни людей. Сейчас у мастерицы 1,6 миллиона подписчиков в «ТикТоке». Ее видео смотрят люди всех возрастов. Зрители восхищаются не только изделиями Эльвиры, но и ее подачей — в каждом ролике фарфористка дает своим вазам-куклам имена, придумывает им характеры и рассказывает про них истории.

Перед Новым годом у Эльвиры особенно много заказов. Люди, уставшие от обычных елочных игрушек, стремятся приобрести авторский фарфор у звезды «ТикТока».

«Работа на гончарном круге — это мужская работа»

До пенсии Эльвира была креативным директором и по работе «объездила весь мир»: посетила лучшие музеи, видела работы самых именитых художников и скульпторов.

— За несколько лет до ухода на пенсию я задумалась о том, чем я буду заниматься, когда уже смогу не ходить на работу каждый день. У меня всегда была мечта — что-то делать своими руками. Поэтому я заблаговременно обучалась технике шликерного литья.

Шликерное литье — особая техника изготовления гончарных изделий, при которой мастер не использует гончарный круг, а вместо этого заливает шликер (жидкую глиняную массу) в форму. Благодаря такой технике Эльвира создает уникальные фарфоровые изделия.

— Я считаю, что работа на гончарном круге — это мужская работа. Хотя бы потому, как около него сидит мастер: гончарный круг находится в центре, и приходится, склонившись, широко раздвинув локти и ноги, над ним работать. Я считаю, что это мужская посадка. Кроме того, у нас в стране ну очень много гончарок, много прекрасных мастеров, а с фарфором мало кто работает, практически никто.

Гипсовые формы для литья в мастерской Эльвиры Котовой

Источник:

Техника шликерного литья не только гораздо сложнее, чем работа за гончарным кругом, но и дороже:

— Это работа требует очень больших инвестиций: и печи для обжига немало стоят, и материалы дорогие. Точную себестоимость каждого изделия вычислить невозможно, потому что иногда пятилитровое ведерко жидкой глины стоит около 4 тысяч рублей и может полностью уйти на одну работу, а может и на две работы уйти, смотря какая конфигурация вазы-трансформера. Обжиг тоже невозможно на каждое изделие посчитать. Одно включение печи — это примерно 400 рублей. Чем более печь заполнена, тем дешевле единица изделия. Но на каждое изделие бывает и 5, и 10 обжигов. Ангобы (покрытие из жидкой глины. — Прим. ред.) тоже очень дорогие краски. Маленькая 50-миллилитровая баночка может стоить и 1000, и 2000 рублей. Мне кажется, общая себестоимость изделия — около 10 тысяч рублей, не считая моего творчества.

На каждое изделие у Эльвиры уходит от двух до трех месяцев, поэтому обычно мастерица работает одновременно над 5–6 заказами.

«Преемники у меня уже есть»

Чтобы освоить технику шликерного литья, Эльвире пришлось долго искать преподавателей:

— После пятидесяти, наверно, смешно поступать в Строгановку на кафедру стекла и керамики. Но я с большим трудом нашла несколько преподавателей и в течение 6 месяцев, потратив очень приличные средства, освоила технику шликерного литья.

Сначала мастерица создавала изделия дома, но потом, полностью освоив весь технологический цикл, решила создать собственную мастерскую в подмосковной деревне:

— В Москве нереально что-то арендовать, это бешеные деньги, поэтому я организовала чудесную, очень уютную керамическую мастерскую на даче из бывшего хозблока. И теперь ко мне сюда даже приезжают многие возрастные дамы, которые тоже готовятся к пенсии и у которых есть возможность подобную мастерскую сделать у себя где-то в загородном доме или на даче. То есть преемники у меня уже есть. И молодежь тоже ко мне приезжает. Обычно я консультирую онлайн, потому что сюда далеко ехать, и денег я за это не беру.

Мастерская Эльвиры Котовой находится в подмосковной деревне Орешково

Источник:

«Бедные, вы бедные, мои вазочки, стоите пустые, без цветов…»

Однажды Эльвира сидела дома и смотрела на многочисленные пустые вазы, которые достались ей от мамы и бабушки. Тогда фарфористке пришла в голову мысль: почему бы не сделать вазу, которая будет украшать дом и без цветов?

— Я подумала: «Бедные, вы бедные, мои вазочки, стоите пустые, без цветов, а, как и любой предмет, вы же должны не только украшать, но и функционально служить человеку. Всё, что нас окружает, служит нам. Ну что же вы бездействуете, чего вам не хватает? Были бы у вас глазки». А куда их там приделаешь? Ну, подумала, тогда нам нужна приставная деталь, чтобы на ней были глаза.

Вазы-трансформеры — основное направление работы Эльвиры. Чаще всего мастерица создает их в виде кукол со сменными верхушками. Куклам можно подставлять разные прически и даже головные уборы. Во время работы мастерица вдохновляется природой, поэтому в ее коллекции много изделий, связанных с темой времен года.

— Природа — это мой диалог с лучшим художником всех времен и народов, с Господом Богом, потому что всё, что меня окружает, я воспринимаю как картины самого идеального художника. А отсюда появляются ваза-кукла-осень, ваза-кукла-зима, ваза-кукла-клубничка, ваза-кукла-вишенка.

Еще один источник вдохновения керамистки — творчество мировых художников. Работы, выполненные в их стиле, Эльвира называет «репликами». Например, у мастерицы есть ваза-трансформер, вдохновленная Ван Гогом.

Готовые работы Эльвиры

Источник:

«Всё, что я показываю на своих каналах, — это правда»

Эльвира заинтересовалась соцсетями около 5 лет назад. Внуки показали своей бабушке «ТикТок», и она сразу же возмутилась тем, как «непрезентабельно» в соцсетях выглядят люди ее возраста.

— Я подумала: что же молодежь, тинейджеры, думают о моем поколении? Ну и решила разбавить тиктоковский старческий беспредел с этими бабулечками на пляже в купальниках. Я решила разбавить правдой, потому что всё, что я показываю на своих каналах, — это правда. Вот есть я такая, представитель своего поколения, есть вот такая у меня деятельность, такие вот у меня идеи, такие у меня работы. Я — за правду, — поделилась фарфористка.

Уже после первого обжига изделия становятся достаточно прочными, чтобы можно было накладывать на них краски

Источник:

В своих роликах Эльвира показывает процесс создания своих работ и рассказывает об особенностях гончарного дела. Все видео она создает сама, доказывая на собственном примере, что даже в 60 лет освоить современные технологии возможно.

— Это было не просто тяжело, это был ужас ужасный, это было очень страшно. Мое поколение — абсолютно не цифровое. Компьютер мы используем как печатную машинку, я вообще боюсь туда залезать. Поэтому я купила очень недорогой курс «Как создавать ролики на телефоне». Буквально за 6 или 7 занятий я поняла, что это вовсе не так страшно. Потом я купила курс по сторителлингу и поняла тоже, что, в общем-то, всё это мне знакомо. Курсы помогли мне просто расслабиться и перестать бояться монтажа, этих озвучек, обрезок всяких и всё такое прочее, — поделилась Эльвира.

«Весь тинейджерский „ТикТок“ окружил меня любовью»

— Я была в шоке. Буквально несколько публикаций — и весь тинейджерский «ТикТок» окружил меня такой любовью, что я была в шоке. Это такая мотивация была! То есть я поняла, что не зря я это сделала, — считает керамистка.

Больше всего подростки ценят видео Эльвиры за их доброту и искренность, а зрители постарше пишут в комментариях, что ролики мастерицы переносят их в детство:

— Мне в «ТикТоке» стали писать: «Ой, так вы Николай Дроздов, только в женском обличье». Это популярный в мои времена ведущий передачи «В мире животных». У него прекрасный голос. Тогда я поняла, что моя дикция, моя речь, моя манера говорить — это же всё из Советского Союза. То есть я же потребитель информационных потоков, только в другом формате, в формате моего детства, моей юности. И это естественно, что в то время и требования к дикторам были высочайшие. Кстати, в юности была у меня мысль поступить на диктора, но не получилось.

Эльвира уверена, что успех ее роликов в том, что они подходят для «семейного просмотра» и транслируют исключительно доброту и правду:

— Мои ролики молодежь смотрит, бежит показывать мамам, бабушкам, подругам, и вот так это распространяется. Но, наверное, все-таки самое главное — это то, что люди скучают по хорошей речи, по доброму общению, по умной, как бы не грязной, что ли, информации. Есть потребность в добре, и она зашифрована в каждом человеке. Каждому хочется хорошего чего-то в жизни, хотя бы и цифрового контента.

С популярностью Эльвире начали приходить сотни заказов. По словам керамистки, их настолько много, что запись идет «на годы вперед»:

— Мне говорят: «Возьмите меня, пожалуйста, в очередь». Я стараюсь хотя бы месяцев за шесть успеть что-нибудь, чтобы сделать человека счастливее, хотя изделия ведь недешевые, но и цена не очень на них высокая, по сравнению с тем, какая стоимость бывает на предметы роскоши. А все-таки авторский фарфор — это предмет роскоши. А стоимость моих изделий — 20 тысяч рублей. Я могла бы задрать цены, потому что это того стоит. Фактически я за недорого совсем стараюсь продать, просто чтобы у людей это было, понимаете? Для меня самое главное, чтобы люди могли себе это позволить.

Источник:

«Это не просто ведение канала, это отчасти миссия моего поколения»

Родные и близкие керамистки сначала отреагировали на ее увлечение блогингом настороженно:

— Это непростая ситуация, когда бабушка своих внуков, преданная, верная жена и добросовестная мама вдруг начинает зависать в телефоне. Со стороны кажется, что я потребляю цифровую информацию, и мне довольно долго приходилось объяснять, что я не потребляю, а создаю новый формат, новое качество информации.

Но когда пришел успех, все близкие приняли увлечение Эльвиры. Сейчас они подписаны на Эльвиру во всех соцсетях и поддерживают ее «миссию»:

— Теперь они понимают, что это не просто ведение канала — это отчасти миссия моего поколения. Это не развлекуха какая-нибудь — это большая, серьезная ответственность за каждое произнесенное слово. А я человек православный, верующий, и я знаю, что за каждое слово надо будет нести ответственность.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Облом в начале года. Почему «Волшебник Изумрудного города» не стоит тех денег, которые за него платят москвичи: рецензия
Кадрия Катцина
Главный редактор NGS24.RU
Мнение
«Скороход» — удобная новинка или лишние проблемы? Тестируем новое приложение для пассажиров подмосковных электричек
Дмитрий Бондарев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Время вызовов и изменений». Прогноз для России на 2025 год от нейросети
Борис Чатин
Мнение
«Ценник такой, что хотелось убежать». Честная колонка москвички о шопинге в Дубае
Татьяна Лобанова
корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Рекомендуем