Московские курьеры устроили забастовку. Доходы сотрудников служб доставки «Яндекс.Еда» и Delivery Club упали из-за ухода из России McDonald`s и других фастфудов. То есть курьеры за ту же работу стали получать меньше. Курьер Иван Никитин поговорил со своими коллегами и объяснил, к чему это приведет.
О забастовке курьеров свидетельствует обилие свободных слотов (заказов), не смотря на сокращение спроса. Поводом послужило изменение условий оплаты труда курьеров с 21 апреля. То есть курьеры ровно за ту же работу стали получать меньше на 15–20%.
Delivery Club
Было: 120 рублей за заказ плюс 40 рублей доплаты за расстояние в 2 и более километров до ресторана и по 20 рублей за каждый километр до клиента.
Стало: 90 рублей за заказ плюс 20 рублей за километр.
«Заработок курьеров сократился на 15–20% с каждого заказа»
При этом Delivery Club рапортует о том, что они работают в штатном режиме, что число курьеров соответствует плановому, заказы доставляются как обычно, а тариф работы не изменился. Изменилось то, что они называют структурой.
То есть раньше оплата состояла из 120 рублей и километража, а теперь — из 90 рублей и километража. При этом, по мнению Delivery Club, тариф работы не изменился. При этом стоит учитывать, что подавляющее большинство курьеров уже ожидает заказ недалеко от ресторана. И ни о какой оплате за километраж до ресторана речи не идет, потому что вот он, уже на точке старта.
При этом стоимость заказа для клиента осталась прежней, а компания Delivery Club просто решает покрыть издержки за счет курьеров. А знаете, как они мотивируют это? Хотят, чтобы оплата труда была более справедливой! Я процитирую.
— Изменение тарифа требовалось для того, чтобы оплата труда курьеров учитывала оба плеча доставки и была более справедливой в новых реалиях, — сообщили в пресс-службе Delivery Club.
«Как-то повлиять на ситуацию у курьеров не получается. Они могут только не выходить на смену, устраивать внеплановые выходные и создавать дефицит рук»
Около 30 человек в понедельник, 25 апреля, вышли к офису компании Delivery Club на ул. Мнёвники, 10/1. Приехала полиция, и начались задержания.
Позднее по месту жительства был задержан председатель независимого профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев, а уже во вторник, по данным ТАСС, на него было заведено дело по статье 212.1 УК РФ — за «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
За что задержали лидера профсоюза курьеров
В профсоюзе считают, что поводом для задержания Украинцева послужила его поддержка забастовки курьеров Delivery Club в Москве, сообщает ТАСС.
За последние несколько лет Украинцева неоднократно привлекали за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия). Столичные суды назначали ему административные штрафы в размере от 20 до 30 тысяч рублей и административные аресты от 5 до 10 суток.
«Яндекс.Еда»
На данный момент в «Яндекс.Еде» не была снижена конкретно оплата. Компания поступила несколько хитрее, но для курьера последствия те же: падение заработка на 15–20%.
22 марта «Яндекс.Еда» проинформировала, что будут создаваться мультизаказы из одного здания или соседних зданий. То есть ранее курьер забирал заказ в заведении А и ехал к клиенту по адресу Б. Теперь курьер забирает заказ в заведении А, в заведении Б и едет по адресу В, а потом по адресу Д.
Оплата курьера у «Яндекс.Еды» складывалась из «прибытия в ресторан» плюс «прибытия к клиенту»: 55 и 55 рублей. Плюс незначительная сумма за километраж. В случае мультизаказа «Яндекс» платит не за четыре точки, а за три: одно «прибытие в ресторан» и два «прибытия к клиенту». Вместо 220 рублей получается 165 рублей.
При этом курьер в ожидании заказа теряет время: когда один заказ уже на руках и его вполне можно успеть отвезти, курьер ждет второй заказ из ресторана.
«Это потеря времени, потеря денег и падение дневного заработка»
При всём при этом курьеры, с которыми мне удалось поговорить, поддерживают саму идею борьбы за сохранение прежних условий работы, но не видят возможности успешного разрешения данной ситуации. Не случайно в Delivery Club заявляют, что «все выходящие на слоты курьеры доступны и доставляют заказы как обычно».
А как не соответствовать, если набор курьеров поставлен на поток? Перефразирую крылатую фразу, в которой нужно поставить запятую: «Уйти нельзя остаться». Подавляющее большинство курьеров на фоне экономической ситуации вынуждено остаться — «уйти нельзя».
Ответы сервисов доставки
— Информация о забастовке не соответствует действительности. Мы ежедневно работаем в штатном режиме, количество курьеров на слотах соответствует плановому. Все выходящие на слоты курьеры доступны и доставляют заказы как обычно, — сообщили в Delivery Club. — Прежний тариф состоял из двух частей: оплата за доставку заказа и за пройденное расстояние до клиента. Новый тариф включает в себя три части: оплата за пройденное расстояние до ресторана, оплата за доставку заказа и за пройденное расстояние до клиента.
«Это связано с мерами, которые мы предпринимаем для минимизации негативного эффекта приостановки работы сетей быстрого питания на курьеров»
— Изменение тарифа требовалось для того, чтобы оплата труда курьеров учитывала оба плеча доставки и была более справедливой в новых реалиях. Курьеры будут больше зарабатывать при доставке на расстояния, которые теперь будут доминировать в общей массе заказов, — отметили в пресс-службе Delivery Club.
В Delivery Club заявили, что развивают направление доставки продуктов питания и B2B-логистику, также они расширили зоны доставки вокруг части ресторанов, чтобы они были доступны большему количеству пользователей, — всё это позволит увеличить количество заказов, доступных курьерам.
— В «Яндекс.Еде» мы не видим изменений в количестве курьеров, которые выходят на плановые и свободные слоты. Условия сотрудничества не менялись, средний заработок и количество заказов, которые курьер выполняет в час, также стабильны, — ответили MSK1.RU в «Яндекс.Еде».
Иван Никитин три года работает пешим курьером в Москве. Он объездил все станции метро. В своей первой авторской колонке курьер рассказал, что его больше всего бесит в московской подземке, и поделился тем, какие конфликты у него случаются с полицией и клиентами.