Помимо Бутырской тюрьмы (о которой мы подробно рассказывали), в Москве есть другие старые тюрьмы с историей и своими знаменитыми заключенными, побегами и человеческими драмами. Одна из самых интересных историй — про побег, который привел к цепной реакции и изменил жизни множества людей. Речь о знаменитом побеге 13 террористок из женской Новинской тюрьмы, который произошел в 1909 году.
Новинская тюрьма находилась на месте средневекового монастыря Иисуса Новина. Ее построили незадолго до самого побега, в 1907 году. Она должна была стать неприступной крепостью, из которой побег просто-напросто невозможен. Тюрьма специально строилась для женщин, администрация тюрьмы тоже в основном состояла из женщин, а начальницей тюрьмы была княжна Елизавета Михайловна Вадбольская из старинного рода.
В этом здании Новинская тюрьма просуществовала ровно 40 лет и была упразднена в 1947 году. В 20–30-х годах она стала главной женской тюрьмой Москвы, сюда перевезли всех заключенных из Бутырки и других больших тюрем. В результате она быстро переполнилась: на 242 койки приходилось 406 женщин.
Надо понимать, что в сталинские времена жены врагов народа отправлялись в тюрьму вместе со своими маленькими детьми, поэтому при женских тюрьмах обычно делали ясли. Из-за огромного количества заключенных «Новинка» (так в народе называли Новинскую тюрьму) отказалась от своих яслей и разместила там арестанток.
«Дети содержались вместе с матерями в чудовищных условиях, неотапливаемых помещениях, что приводило к летальным исходам»
После войны тюрьму закрыли, но не из-за того, что в Москве стало мало заключенных, а совсем наоборот — надо было посадить еще больше людей. Из Новинской тюрьмы сделали жилые помещения для сотрудников других московских тюрем, в то время как их старые комнаты были переоборудованы под камеры и сразу заполнились новыми арестантами. При этом советская власть не списала Новинскую тюрьму со счетов окончательно: запрещалось выкидывать тюремный инвентарь, надзиратели должны были в любую минуту освободить свои комнаты и превратить общежитие обратно в тюрьму, но этого так и не произошло.
После смерти Сталина политика поменялась. СССР старался выстраивать дружеские отношения со своим народом и с окружающим миром, поэтому здание старой тюрьмы снесли, а на ее месте построили огромный конференц-зал для представителей Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ). На обломках старой тюрьмы, где еще при царях содержались самые опасные преступницы и террористки, Хрущев собирался обсуждать постепенные успехи социализма на мировой арене.
Но знаменита Новинская тюрьма не только этим. В свое время статьи о ней занимали первые полосы всех российских и даже европейских газет. Почему? Как и в Бутырке, заключенных в этой тюрьме «фасовали» по степени тяжести их преступления. Самыми тяжелыми преступлениями для государства были политические, поэтому политических заключенных держали отдельно от уголовников. С одной стороны, для самих заключенных это было удобно: в камере только единомышленники, можно всем вместе общаться, читать книжки и готовить план побега. Но, с другой стороны, в тюрьме мало камер, а политических с каждым годом всё больше и больше, поэтому в одной камере, предназначенной на 8 человек, жили 15 женщин.
Свободного места в камере не было, тишины от такого скопления людей тоже никогда не было, плюс ко всему заключенным не давали достаточно еды и они испытывали постоянный голод. Одна из главных участниц побега — террористка, участница покушения на Петра Столыпина — Наталья Климова потом описывала это состояние: «Как будто зверь сидит внутри тебя и требует есть!»
«Голод серьезно сказывался на работе мозга, женщины не думали ни о чём, кроме еды, и точно не смогли бы выбраться, если бы им не помогали с воли»
План был продуман до мелочей: были задействованы охранницы, одна из которых потом бежала вместе с заключенными, а на воле для них даже сделали дубликат всех ключей и передали в тюрьму. Сами заключенные времени зря не теряли и тренировались друг на друге связывать охранниц и запихивать в рот кляпы. Дошло до того, что во время тренировок одну девушку чуть не задушили, а второй порвали мышцу, которая отвечает за положение языка, и она долго не могла говорить.
На конспиративной квартире в Москве тоже шла работа по вызволению узниц из Новинской тюрьмы. Так получилось, что квартира эта принадлежала семье неких приехавших из Грузии бедных дворян по фамилии Маяковские. Отец семейства умер еще в Грузии в 1906 году, и главным мужчиной в семье был шестнадцатилетний мальчик Владимир, будущий художник, поэт и главный рупор революции большевиков.
Вся семья Маяковских была до мозга костей пропитана революционными идеями и принимала у себя на квартире «борцов с царизмом», которые нуждались в помощи. 1909 год не стал исключением. Мать и сестра Маяковского шили платья для беглянок — в виде неприглядной формы гимназисток, чтобы молодые девушки могли затеряться в толпе и сесть на поезд. Маяковский вместе с товарищем Исидором Морчадзе разрабатывал план побега и хотел хоть как-то поучаствовать в побеге, но ему запретили. Уже в 16 лет Маяковский был высоким и выделялся из толпы, и это было опасно.
В конечном счете легендарный побег свершился.
«Всё гениальное просто: беглянкам сделали дубликат ключа, который подходил ко всем дверям, — в тюрьмах двери одинаковые»
Надо было подгадать момент, чтобы совпали смены надзирательниц, которые помогали бежать революционеркам. Кроме того, для успешного побега в тюрьму партия эсеров перенаправила большую сумму денег: 8000 рублей — огромная сумма по тем временам. Деньги им передали, но в суматохе беглянки забыли их в камере — получилось, что заключенные очень щедро оплатили свое проживание в тюрьме.
План побега был следующим: выйти из камеры, пройти по коридору в кабинет начальницы тюрьмы, связать ее, чтобы она не могла вызвать полицию, и оттуда сбежать через окно. Всё прошло идеально. Революционерка Наталья Климова была настолько уверена в себе, что, когда в кабинете у начальницы тюрьмы зазвонил телефон, она не растерялась.
«Прямо на глазах у связанной княжны Елизаветы Климова подняла трубку и сказала: "Алло"»
Полицейский на проводе задал вопрос: всё ли в тюрьме нормально? На что Климова ответила: «Всё хорошо, всё идет по плану» — и бросила трубку. Полиция сообразила, что в тюрьме что-то происходит, и срочно выехала к «Новинке», но было уже поздно. К моменту, когда приехал наряд, заключенные уже несколько часов были на свободе. В конечном счете полицейским удалось поймать лишь двух беглянок из тринадцати. Остальные «ушли в закат».
Климова и другие заключенные сбежали из Новинской тюрьмы, дальше отправились тайно в Сибирь, оттуда перебрались в Китай, потом — в Японию, откуда на пароходе добрались до Парижа. Там они и осели.
А вот судьба организаторов побега и некоторых надзирателей сложилась совсем по-другому. О том, что произошло с молодым Маяковским и где оказался будущий рупор революции, мы расскажем в следующем тексте.
Ранее Иван Савушкин писал о том, что посмотреть в дворянской усадьбе первого российского графа в Кусково. Он объяснял, почему на легендарных барельефах дома Бройдо на Арбате целуются Пушкин, Гоголь и Толстой. И рассказывал, почему в центре Москвы до сих пор стоит старинная бензоколонка, где заправляют только особые авто.