После объявленной в России частичной мобилизации призывники начали массово скупать походную и тактическую экипировку самостоятельно. Такой наплыв спровоцировал резкий рост цен на эти товары.
Мы решили узнать, что происходит с ценами на военную амуницию в Москве. Корреспондент MSK1.RU обошел несколько военторгов на «Садоводе» и узнал, как завершение частичной мобилизации повлияло на продажи формы и другой экипировки.
Бесконечный изворотливый лабиринт торговых павильонов источал гул. Снующие туда-сюда покупатели, продавцы с колясками, наполненными вещами, неугомонные таксисты, гремящие ключами от подержанных машин отечественного автопрома — человеческий муравейник во всей своей красе. Бродя в поисках военторга, я невольно стал жертвой «агрессивного маркетинга».
Мужчина кавказской внешности зазывал всех покупателей в свой небольшой павильончик. Когда я совершенно случайно встретился с ним взглядом, я понял, что судьба моя была предрешена. Он подбежал ко мне и положил одну руку на мое плечо, а второй указал на комплект дутых курток, валявшихся на стеллажах. Из вежливости я зашел в шатер и выслушал тонну патетических речей, восхваляющих яркий и богатый ассортимент этого мини-магазинчика. Но фешенебельные курточки не входили в мои планы, поэтому мне пришлось огорчить торговца своей наспех выдуманной легендой:
— Извините, но меня интересует немного другое.
— Что именно?
— Ищу одежду для дяди, он сейчас на сборах, — соврал я.
— Военная экипировка нужна?
— Да, она самая.
Когда я это сказал, золотая улыбка энергичного продавца медленно сползла, а взгляд сфокусировался в одной точке. Немного помолчав, он ответил:
— Тебе нужна четвертая линия, там полно такого. Удачи, брат!
После этих слов продавец выдохнул и будто перезагрузился. Поправив горло кофты, он отправился дальше зазывать людей как ни в чём не бывало. Я же, послушав его совет, пошел к этой самой четвертой линии.
Турецкие бронежилеты
На четвертой линии я подошел к первому попавшемуся продавцу. Тот с радостью согласился мне всё рассказать и показать. Коммерсанта в спортивном костюме звали Али, он в этом бизнесе уже несколько лет:
— Раньше продавали одежду охотникам и рыбакам. Теперь рынок диктует новые условия. Когда частичная мобилизация только началась, от клиентов отбоя не было. Некоторые мои тактичные коллеги раздавали покупателям талончики, чтобы соблюдался порядок в очереди, — рассказывает Али.
— А сейчас военную экипировку много кто берёт у вас?
— Сейчас это чуть ли не самый ходовой товар! Конечно, не такой, как пару недель назад, но всё еще хорошо берут как в розницу, так и оптом. Иногда женщины своим мужьям покупают, но обычно мужчины сами закупаются. Оптом часто берут, даже несмотря на то, что частичная мобилизация в Москве как бы закончилась. Кто-то закупается для гуманитарки, кто-то перепродает.
— Какой элемент экипировки чаще всего покупают?
— Не знаю, точно сказать не могу. Наверное, берцы. Хотя очень часто обычную форму покупают цвета «мох» или мультикам.
— А бронежилеты вы продаете?
— Да, плиточные. Бронежилеты, разгрузки, перчатки, балаклавы, комплекты верхней одежды зимней и летней, термобелье, сумки и так далее — много что продаем. Разница в цене на сумках зависит от объема, в брониках — от качества, как и в одежде, остальное плюс минус стоит везде одинаково, так как сильных отличий особо не наблюдается.
— Бронежилеты откуда вам завозят?
— Турецкое всё.
Интереса ради, я и сам решил надеть на себя зимний комплект формы. Не сказать, что это самая удобная одежда. Ощущения такие, будто на тебе пушистый дутый скафандр. Посему вид у меня был немного забавный: что-то вроде Мистера Мишлена — маскота шинной компании, но в камуфляжной расцветке. Приспособиться к такому можно. Но вот тепло ли будет в таком костюме — для меня вопрос открытый. Думаю, если подобрать более удачный комплект или обзавестись хорошим термобельем, проблема решится.
«Не для продажи» в продаже
Попрощавшись с Али, я продолжил свой путь по павильонам четвертой линии. Цены кругом действительно были почти одинаковые. Экипировка в магазинчиках особо не отличалась, ничего нового в ассортименте не появлялось. Все продавцы как один утверждали, что спрос на экипировку всё еще высокий, в некоторых местах даже был дефицит того или иного товара из-за большого числа продаж. Так, например, в двух павильонах закончились чуть ли не все берцы, а еще в одном была жуткая нехватка разгрузок.
В конце четвертой линии мое внимание привлек бронежилет, неуклюже лежавший в коробке с утепленными калошами. Бронежилеты стоят от пяти тысяч рублей — на самом деле шесть, но мне удалось сторговаться. Самый дорогой бронежилет — за восемь тысяч.
Там же возле входа стопкой были сложены сухпайки с бросающейся в глаза надписью: «Не для продажи». Заинтересовавшись до предела, я подошел к продавцу:
— А почем у вас сухпайки?
— Всего 500 рублей. Брат, покупай, хорошие.
— Так они же не для продажи, вон, на них написано.
— Ладно, 400 рублей…
Покупателей ближе к вечеру стало меньше, поэтому в импровизированные магазины мало кто нырял. Обычно люди проплывали мимо. Но покупатели всё же были. Я остановился, чтобы поговорить с двумя молодыми парнями — Михаилом и Дмитрием:
— С какой целью вы пришли в военторги?
— У меня друга мобилизовали, он сейчас на сборах. Ищем ему перчатки и себе фонарик какой-нибудь, для похода, — рассказал Дмитрий.
— А я так, за компанию пришел, — добавил Михаил.
— А почему именно перчатки?
— Мой друг до мобилизации купил себе экипировку заранее. Взял всё, что было нужно, кроме перчаток. Вдобавок к купленному обмундированию ему выдали два комплекта полевой формы (летней и зимней). Еще берцы, носки, летний и зимний головной убор, вафельное полотенце, котелок военный, флягу, кружку, ложку, мыло и перчатки, вязаные, жутко неудобные. Теперь вот ходим, ищем что-нибудь удобное и хоть сколько-нибудь теплое.
— Не заметили ли вы изменение цен на экипировку?
— Нет, ничего по большому счету не изменилось. Тут везде цены почти одинаковые. Плюс всегда можно сторговать себе пару сотен, а то и тысяч рублей.
Ранее мы рассказывали, как мобилизованные самостоятельно закупают жгуты и что офицеры ответили на наши вопросы об укомплектовании.
Прочитайте наше расследование о том, кто зарабатывает на армейских сухпайках. Также у нас выходило большое интервью с военным медиком, который принимал участие в СВО.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».