За выходные Москву занесло снегом, а коммунальщики пытаются справиться с завалами на дорогах. Многие жители города в непогоду предпочитают не месить сугробы ногами и заказывают доставку еды и продуктов. Тем временем в профсоюзе «Курьер» заявили, что доставщики объявили забастовку, откажутся от рабочих смен с 20 по 25 декабря.
Корреспондент MSK1.RU пообщалась с курьерами, чтобы узнать, каково им работать в снежный апокалипсис.
Рядом с нашей редакцией находится один из дарксторов «Яндекс. Лавки». На таких складах продукты хранят, собирают их в заказы и отдают курьерам. При входе в даркстор организована парковка транспорта для курьеров.
Простенькие велосипеды уже занесло снегом, и, по словам курьеров, они их не используют в снег. Зимой они катаются на электровелосипедах. У таких «тачек» сзади даже есть подобие багажника, куда доставщики ставят свои квадратные рюкзаки с заказами. А к рулю у многих прицеплены муфты для рук — чтоб не замерзли.
Одеты курьеры по погоде, тепло, некоторые даже ездят на заказы в горнолыжных очках.
— Заказов более-менее, в выходные много. Сегодня рабочий день, заказов будет мало, только из офисов. Конечно, если бы снега не было, лучше бы было, — рассказал MSK1.RU один из курьеров сервиса.
Другой отметил, что в снегопад работа идет на большом потоке, только и успевают, что развозить заказы.
— Конечно, тяжело: в пробках застреваем, ужас с этими дорогами. Заказов много, гораздо больше стало, — делится он.
Многие курьеры зимой используют именно электровелосипеды — на них можно быстрее добраться до клиента. На улицах города можно заметить, как доставщики разных сервисов катаются по дорогам и тротуарам. Правда, в пешеходных зонах им приходится делать нехилые маневры, чтобы где-то проехать по узкой вытоптанной колее.
Некоторые курьеры традиционно доставляют заказы на своих двоих. По дороге корреспонденту встретился курьер «Яндекс.Еды». Несмотря на то, что своего транспорта у него нет, никаких проблем он в этом не видит.
— Да нормально, я уже привык, добираюсь на автобусах и пешком. Из-за снегопада не задерживаюсь, можно же заранее рассчитать дорогу. Вот сейчас снег выпал: заказов стало много, но и получаю больше, — рассказал он.
Курьер из «Достависты» Иван Никитин рассказал, ему достаются самые разные заказы: от продуктовых магазинов, маркетплейсов и магазинов техники. По его словам, в обычное время «прилетает» по 8–9 заказов, а в непогоду пришлось взять 14.
— Вот с третьей недели ноября вал заказов пошел и всё нарастает. Непогода, конечно, сказывается, но тут ничего не поделать. Я провожу большую часть времени в транспорте, и в снегопад мне надо учитывать, что автобусы из-за пробок ходят гораздо медленнее. На Щёлковском шоссе на прошлой неделе автобус одну остановку ехал 15 минут. Дойти там было 6 минут. Всю дорогу про себя ругался, что сел в автобус. Соответственно, заранее можно прикинуть, куда не стоит ехать, чтобы не потерять время, — говорит курьер.
«Тут надо понимать, что "на автобусе будет дольше, чем я дойду пешком". Хотя раз на раз не приходится»
Снегопад, по его словам, практически не влияет на время доставки. А заказов больше всего приходит от бизнес-центров, но там есть что ловить только до конца рабочего дня, а после больше всего заказов приходится в центре города.
— Я по опыту знаю, что январь будет провальным по заработкам, и в декабре стараюсь не упустить ни одного дня. На этой неделе, видимо, будет установлен самый высокий заработок за месяц.
«Я к 15 декабря заработал больше, чем за весь июнь. К 17 декабря больше, чем за июль»
Курьер также отметил, что в его сервисе, как и во многих других, работает повышающий коэффициент. Например, в непогоду, когда многие предпочитают остаться дома и заказать еду или продукты, спрос на сервисы доставки возрастает. Тогда нередко увеличивается минимальная сумма заказа или стоимость доставки.
— Коэффициент странно работает волнами. В первой половине дня самые высокие цены. Потом падают, потом опять растут, но не до пиковых значений, потом опять на снижение и т. д., — рассказывает Иван. — В воскресение весь день держали цену на 60% выше. От какого значения берется повышающий коэффициент — я не знаю.
По его словам, за счет этого курьеры получают побольше оплату за заказ. Но у продуктовых магазинов такой системы нет, и за доставку они стабильно платят 150 рублей. Причем, тяжесть заказа не влияет на стоимость, а весить он может до 15 килограмм.
А вы часто заказываете доставку в непогоду?
Профсоюз «Курьер» действует с июня 2020 года, когда несколько десятков курьеров в Москве объявили из-за невыплаты зарплат. В конце апреля 2022 года Савеловский суд Москвы отправил в СИЗО лидера профсоюза «Курьер» Кирилла Украинцева по делу о нарушении правил проведения массовых мероприятий. Там он находится по сей день. Следствие полагает, что господин Украинцев «публиковал в Сети призывы» к курьерам и водителям такси «выходить на акции протеста» против нарушения их трудовых прав, в том числе длительных задержек зарплаты.
Прочитайте также рассказ московского курьера, который объездил все станции метро, о том, что его бесит в подземке.
Мы подробно рассказываем, как столица справляется с непогодой, в онлайн-репортаже. Посмотрите, как коммунальщики чистят крыши от снега, порой это небезопасно для жителей. Автомобилисты жалуются на нескончаемые пробки.
А метеорологи рассказали, какие еще сюрпризы нам принесет природа.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».