Рождество. Для многих побывать в этот день в храме Христа Спасителя — большая мечта. Несмотря на то, что эта церковь открыта для всех желающих, многие уверяют — оказаться на богослужении там во время праздника невозможно. Корреспондент MSK1.RU Вера Борисова попыталась попасть в ночь на 7 января в главный храм страны. О том, как это было, — в ее колонке.
Вход только для своих
Выходишь из метро, а изо рта клубы пара, руки замерзают быстрее, чем успеваешь достать телефон и сделать фотографию. Сразу думаешь, как не повезло тем, кто собирается стоять в очереди к храму, ведь на улице температура упала до минус 26 градусов.
Делаешь пару шагов и видишь большой, как на картинке, подсвеченный множеством прожекторов храм Христа Спасителя. Уже на пути к нему сталкиваешься с десятком сотрудников Росгвардии, полиции и службы безопасности метрополитена.
Когда мы шли к главной церкви страны, особо и не надеялись, что получится попасть внутрь. Уже на пешеходном переходе стояли несколько машин ДПС, оранжевые грузовики и железный забор, который преграждал дорогу. Создавалось ощущение, что идем не на богослужение, а в Кремль на визит к президенту.
Около небольшого прохода мерзли несколько сотрудников Росгвардии. Рядом с ними, будто бы отбивая чечетку, находились люди.
«Я так и не поняла, зачем люди выстраивались перед храмом в очередь, ведь попасть внутрь просто так нельзя»
Гоняли туда-сюда
Мы подошли к сотрудникам Росгвардии и попросили помощи, так как не знали, куда дальше идти.
— Вход закрыт из-за богослужения. Проход только по пригласительным. У вас оно есть? Вам нужно пройти вдоль набережной, там будет вход для СМИ, — увидев на моей груди пресс-карту, сказала сотрудница.
После этого нас обступили прихожане, которое тоже очень хотели оказаться в храме Христа Спасителя. Все они отчаянно пытались узнать, нет ли у нас лишнего пригласительного. С сожалениям отказывали им. Люди так хотели оказаться в этом месте, что стояли больше 20 минут на жутком морозе.
Обрадовавшись тому, что нас не сразу прогнали, мы скорее пошли в сторону, куда указал росгвардеец. Но там нас тоже ждала неудача. Так начались наши хождения по мукам вокруг храма.
Через некоторое время оказались на другом переходе, где проезжая часть была также заблокирована грузовиками и железным забором, который, к слову, тянулся сотни километров вдоль набережной реки Москвы и обратно.
Улыбнувшись и поздоровавшись с полицейскими, стоящими на пункте, мы вновь услышали фразу о необходимости пройти дальше вдоль набережной. Ситуация с прихожанами тоже повторялась. Например, женщина в белом полушубке практически оттанцовывала ритм русского народного из-за холода.
Другая москвичка суетилась и так сильно хотела попасть в храм, что подходила практически к каждому прохожему и спрашивала про пригласительные.
— А с вами нельзя пройти как журналист? — не выдержав, спросила она.
Отправившись вдоль по улице Остоженка, мы стали спускаться вниз к Москве-реке, ведь другого выхода не было. Нас отправляли из одного пункта в другой, перебрасывая, как надувной мячик. Завернув в темный переулок и вновь поздоровавшись с сотрудниками полиции, мы увидели чуть ли не целый батальном росгвардейцев, которые дружно шагали строем.
Скорее всего, это была смена тем, кто дежурил сейчас. Неподалеку вновь протянулся железный забор, стояли несколько серых машин с красной полоской для личного состава, а также дэпээсники. Охрана храма, куда по правилам мог попасть любой желающий, была очень сильной.
«Мне даже показалось, что будем рассказывать, как спецслужбы будут праздновать Рождество, а не прихожане»
И бабушка с грустными глазами
Пройдя еще несколько подобных пунктов, мы наконец дошли на Пречистенской набережной, по которой, кстати, тоже прогуливался небольшой строй охраны в камуфляжных куртках. Сотрудники, дежурившие около входа для журналистов, попытались открыть нам калитку, но безрезультатно.
Мне так хотелось оказаться в храме Христа Спасителя, что, пройдя через столько охраны, останавливаться не хотелось. В моменте понимала ту женщину, которая хотела пойти вместе с нами в качестве журналиста.
Я отправилась к главному на КПП (у него единственного на груди висел бейдж с фотографией), но он развел руками и строго сказал: «Никак не могу вас пропустить. Там дальше сотрудники ФСО стоят. Они вас не пропустят».
Осознав, что мы прошли несколько километров по жуткому морозу пешком зря, поплелись назад. По дороге из перелука нам встретилась скрюченная бабушка, которая шла, приклонившись к земле, обмотанная платком. По ней было видно, что она расстроена. Наши чувства соединились: обеим холодно и грустно.
— До монастыря далеко? — обратилась к нам она. — У меня нет пригласительных, а меня не пускают. Замерзла уже.
По данным нескольких турагентств, проблем со входом в храм Христа Спасителя быть никаких не должно. Поэтому странно слышать о каких-то неведомых пригласительных, которые непонятно откуда и берутся.
Единственная загвоздка — вместимость церкви. Посетить службу могут не более десяти тысяч человек. Тем не менее в обычные дни любой имеет возможность сходить в храм Христа Спасителя с 10 утра до 5 вечера. На его сайте даже есть расписание с богослужениями.
Что происходит в Рождество Христово в Москве, мы подробно рассказываем в онлайн-трансляции. А еще показали, какие традиции связаны с этим церковным праздником.
А как вы праздновали Рождество Христово?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».