![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/55/58/3e5558b0c5c577793aa76df2bdef7d08/656x438_1_5f6569db13ac380a17c2e23fab587cc2@1200x800_0xk6e0jT0R_8363453874721490453.jpg.webp)
Юрий Лужков стал мэром Москвы в июне 1992 года. Дмитрий Медведев уволил его в сентябре 2010-го «в связи с утратой доверия президента». На эту должность пришел Сергей Собянин, которого утвердили голосованием в Мосгордуме. Через три года Собянин победил на выборах, получив 51,37% голосов. В 2018 году его переизбрали на третий срок: за него проголосовали уже 70,17% москвичей.
Мы запускаем цикл статей о том, как отличалась жизнь в столице во время правления Собянина и Лужкова. Сегодня MSK1.RU сравнивает достижения и неудачи глав города в сфере строительства.
Мэр-дорожник против метромэра
При Лужкове приняла привычный вид самая известная автомагистраль столицы — МКАД. Кольцевая дорога существовала и раньше: проект появился еще до войны, в 1937 году. Строительство началось в 1956-м, а первый участок открылся для движения в 1960-м. Но к концу девяностых МКАД стал слишком тесным и небезопасным, скорость потока автомобилей составляла 35–40 км/ч — настолько плохой была пропускная способность трассы.
Юрий Лужков занялся реконструкцией МКАДа, чтобы хоть как-то снизить масштабы пробок в столице. В девяностые годы дорожное полотно расширили, и мэр торжественно открыл реконструированную магистраль в 1998 году.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/51/0b/53510b117ab8a1b0eee5f69982fd0d6e/656x438_1:5553_24c6ab17d2735c9dfa864161c13c872a@3000x2000_0x25VAKReT_7747909056334989904.jpg.webp)
Строительство подверглось критике со стороны москвичей и жителей Подмосковья: до сих пор в городе ходит легенда о том, что Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД», потому что асфальтовые обочины с каждой стороны оказались на 10 см уже, чем было заявлено в плане.
Помимо этого, в 1999 году Следственный комитет возбудил уголовное дело о хищении 256 миллиардов рублей, которые «пропали» при строительстве кольцевой автодороги. Приговор вынесли спустя семь лет, но обвиняемые получили достаточно мягкое наказание: двоих из них амнистировали сразу после оглашения.
МКАД — кольцевая автомобильная дорога в Москве, на которой действует безсветофорное движение. До 1984 года магистраль была административной границей города. Разрешенная скорость движения на МКАД — 100 км/ч.
При Лужкове также было построено Третье транспортное кольцо. Мнения экспертов по поводу необходимости магистрали разошлись: кто-то считает, что без него Москва давно бы встала, другие говорят, что в строительство были вложены огромные деньги, а практического эффекта оно не дало.
Собянин, в отличие от своего предшественника, с самого начала взял курс на развитие метро. Именно при нем появились Московской центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Только за первые десять лет правления мэра протяженность линий увеличилась на 200 км, появилось более 100 новых станций и 11 депо. В марте этого года открылась Большая кольцевая линия — самая длинная в столичном метрополитене.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/33/4b/f4334b26106875eecd6a81ee2bdeeb83/1075x1280_0x8804HhaB_2904198732712306261.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/0d/8d/c20d8d121d87e1c30f7ccca015304d08/503x600_0_64e42a1a4cce3d89bc181b419401755f@1107x1280_0xKZ9hGiBz_3981869787507982454.jpg.webp)
При Лужкове в метро были построены только две новые линии: Люблинская и Бутовская. Кроме того, бывший мэр открыл московский монорельс, который так и не прижился: поезда ездили с очень маленькой скоростью, а пассажиропоток оставлял желать лучшего. В 2010-е годы начались серьезные проблемы с запчастями, количество поездов пришлось снизить. В итоге в 2017 году монорельс буквально сделали аттракционом лужковской эпохи: ввели в экскурсионный режим. Сейчас поезда монорельса ходят раз в полчаса с 8 утра до 8 вечера.
В 2012 году Собянин внедрил платные парковки, стоимость в зависимости от времени суток и зоны составляет от 40 до 450 рублей в час. Многие горожане возмущались и не хотели «платить за воздух». Чтобы смотивировать москвичей ездить на общественном транспорте, в 2013 году был запущен единый проездной — карта «Тройка».
Еще одно неоднозначное решение Собянина — полный отказ от троллейбусов. Последние из них ушли с маршрутов в 2020 году, а еще в 2015 году троллейбусная сеть Москвы была одной из самой крупных в мире. Их заменили на электробусы, что привело к жалобам пассажиров: не все маршруты удалось оперативно закрыть новым видом транспорта. Кроме того, экоактивисты жаловались, что многие троллейбусы заменили на обычные, гораздо менее экологичные автобусы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/0c/56/200c56793bac4141ac166f8c99ff77c8/656x495_1:5553_652ca8376136e9c65df2dbf3b3c37868@1280x964_0xARqVpqkI_9456655860150115779.jpg.webp)
При Собянине строительство дорог продолжалось: так, началось строительство Московского скоростного диаметра, Коммунарского шоссе, большого количества развязок на МКАД, прошла реконструкция Третьего транспортного кольца. Кроме того, мэр ввел в столице выделенные полосы для общественного транспорта, благодаря чему скорость на этих участках увеличилась на 20–30%.
Лужковская архитектура против собянинской плитки
Символом правления Лужкова определенно можно назвать храм Христа Спасителя. Его строительство вызвало массу споров в обществе: одна власть разрушила здание, другая снова построила. Появление нового, послевоенного храма сопровождалось протестами. Из-за них один из архитекторов покинул проект, его место занял Зураб Церетелли, изменивший первоначальный вид постройки. Так, на белых стенах появились бронзовые барельефы и мраморные композиции, которых не было в оригинальном храме.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/e2/05/cde205389590fbc45768173e94a2f61f/656x438_1:5553_cad502a7ff45bf373fe17efd9977620d@3000x2000_0xBldLo6qd_5049481384143279294.jpg.webp)
Москва-Сити начал строиться при Лужкове, в 1995 году, и разрастается до сих пор. На тот момент это была первая масштабная попытка придать городу вид современного мегаполиса. Сейчас там находится огромное количество офисов, апартаментов и развлекательных заведений, но в период правления Лужкова проект раскритиковали: добираться до него было неудобно. Также многих пугали внешний вид современных зданий и высокая плотность населения.
Собянин, будучи еще кандидатом в мэры, назвал Москва-Сити градостроительной ошибкой, добавив, «что сделано, то сделано», и пообещав избавить район от транспортного коллапса. Сейчас к деловому центру проведены метро и МЦК.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/c9/b9/4ac9b975e73149feb8a4333309ab29d4/656x438_1:5553_19040843874a225f0171eab8d7f36609@3000x2000_0xNqFPAFhz_0664471714619749372.jpg.webp)
Бывший мэр был известен крайне своеобразным взглядом на градостроение: термин «лужковская архитектура» нередко используется в разговорах москвичей. Лужков действительно во многом исходил из собственных представлений о прекрасном.
Экспертное сообщество до сих пор критикует возведенные им объекты: многие считают их громоздкими и безвкусными, другие — интересными, но совершенно не вписанными в город. Сам мэр говорил, что его архитектура хороша разнообразием стилей, и называл ее «российской эклектикой».
Так, например, предметом споров стал памятник Петру I. Работу Зураба Церетели установили в 1997 году на искусственном острове у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Скульптура подверглась жесткой критике: мэра обвиняли в гигантомании и в том, что памятник испортил одно из самых живописных мест столицы. Позднее он даже попал в американский топ-10 самых уродливых сооружений мира.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/40/9a/93409a65d8bc95daff6965670ff10bae/577x385_1_0babc66e7441715d3074b0792340b770@577x385_0xsoghvEm5_5923574279321954386.jpg.webp)
Еще один известный памятник «лужковской архитектуры» — построенный в 1993 году театр Et Cetera. Здание проектировали четыре архитектора, один из них — Александр Великанов — отказался от авторства, увидев, что получилось. Театр стал сборной солянкой разных архитектурных стилей и, как все постройки времен Лужкова, вызывает противоречивые чувства.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/5e/5b/b35e5b7263d391cd2f86888bb1ed9e9c/656x372_1_ee6292466e6b88e3669d6a769ac28c46@820x465_0xVPTPCEkZ_9569349622145476882.jpg.webp)
Самым спорным проектом времен Собянина стала работа скульптора Салавата Щербакова — памятник князю Владимиру. 24-метровое сооружение собирались установить на смотровой площадке возле Воробьевых гор, но десятки тысяч москвичей высказались против и потребовали перенести его. Впоследствии высота памятника изменилась: она составляет 17,5 метра. После череды протестов и петиций скульптуру установили в другом месте — на Боровицкой площади.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/7b/e1/857be1bebeaf424c7043a6828a9abe7a/656x446_1_4babb467da24468f5d1eca76476ef42b@1280x870_0xH0f0LPwO_2208608975818083184.jpg.webp)
Но по-настоящему войдет в историю Сергей Собянин как человек, который «опять всё перекапывает». Замену асфальта на плитку он начал сразу же — в свое первое лето на посту мэра Москвы. Предполагалось, что так тротуары станут более долговечными, а ремонт дешевым. На деле всё оказалось куда сложнее: плитка не всегда ложилась ровно и далеко не везде переживала зиму.
Ремонтные работы проводили каждое лето, год за годом. Москвичи шутили, что мэр города ищет клад, более серьезно настроенные горожане подозревали, что супруга Собянина — владелица бордюрного завода. Благодаря программе часть столичных улиц действительно облагородили, озеленили и сделали пешеходными.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/95/bc/3595bcc051a66cbb392d6a002333d37d/656x438_1:5553_43acdd4a77157f99af896f6b9134c22b@3000x2000_0xvLNhlf7F_2703970961945639734.jpg.webp)
В парке «Царицыно» находилась резиденция императрицы Екатерины II, которую не достроили в XVIII веке. За завершение строительства взялся Юрий Лужков, в итоге дворец предстал перед посетителями в том виде, который никогда не существовал. Например, в нем есть тронный зал императрицы, хотя она там не жила. По словам экспертов, было лучше законсервировать дворец в том виде, в котором он находился, а не создавать интерьеры, которых никогда не было.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/4d/35/184d35a503343271c7f2a32d07cc29ce/656x438_1_9a5c104ccd7cb48555b795bd583ad020@1280x853_0xulNyjEyJ_7377250153551549692.jpg.webp)
Крупнейшим проектом Собянина стал парк «Зарядье», который открыли в 2017 году на месте пустыря от снесенной гостиницы «Россия». Открытие парка снова разделило москвичей на два лагеря: одним понравился современный вид и разнообразие растений, другие раскритиковали парк как несоответствующий архитектурному виду центра города. Наибольшее количество споров вызвала дуга парящего над Москвой-рекой моста.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/95/d7/f395d74d1ef0e96adb6d319c7eb39864/656x438_1:5553_45dfa89eb7d7563819ee936d3229ac34@3000x2000_0xr9W69TGA_0220115450281766102.jpg.webp)
Реставрация Парка Горького началась в 2011 году. В 90-е инфраструктура парка пришла в упадок, пришлось даже ввести платный вход. При Собянине демонтировали нелегальные объекты, отреставрировали здания, создали площадки для отдыха. В отличие от «Зарядья» москвичи положительно приняли реконструкцию парка, посещаемость многократно выросла.
Урбанисты критикуют его только за то, что пространство создано для среднего класса горожан и не учитывает потребности других, менее обеспеченных групп населения. При этом парк по-прежнему остается одним из самых популярных мест для отдыха среди москвичей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/88/7d/9d/887d9d433c460dc224e120fabb15a50b/656x438_1:5553_61f12f50f4c54b37e1996a7a9511a421@3000x2000_0xmSjXwobG_9883826513746417181.jpg.webp)
Кто из мэров сделал для Москвы больше?
Ранее мы писали, что на севере Москвы рядом с МЦД «Бескудниково» строят путепровод между Алтуфьевским районом и Восточным Дегунино. Он свяжет улицы Инженерную и 800-летия Москвы. Местные жители жалуются, что новая дорога пройдет в нескольких метрах от окон домов и школы, а для ее строительства вырубили целый сквер. Также мы рассказывали о том, что в Москве построят новый участок Коммунарского шоссе за 6 миллиардов рублей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».