Столичный мэр Сергей Собянин утвердил программу реновации в 2017 году. Из-за этого москвичи практически сразу поделились на два лагеря: одни говорили, что старые здания давно пора снести, другие не хотели, чтобы на месте пятиэтажек с зелеными дворами строили высотки.
Мы решили узнать, что думают о происходящем жители города и муниципальные депутаты сейчас, и отправились в Мосгордуму на круглый стол по проблемам реновации. Публикуем самые важные эпизоды встречи москвичей с политиками.
О чем говорят депутаты
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин отметил, что в ходе выполнения программы реновации нередко ущемляется право собственности. Люди даже не могут выбрать управляющую компанию, из-за чего возникают недопонимания и конфликты. Кроме того, нарушен баланс между теми, кому дают новое жилье, и теми, кому оно действительно нужно.
«Чудовищная несправедливость: в новое жилье переселяются люди, которые в нем не нуждаются, а не те, кто живет в общежитиях по 10 человек в комнате»
Митрохин выдвинул еще одно обвинение в адрес этой программы — обман людей. По его мнению, обещания властей зачастую сильно отличаются от того, что происходит на самом деле, и над этим нужно работать.
Изначально процесс реновации был еще тяжелее, напомнила депутат Мосгордумы Елена Шувалова.
— Не думайте, что мы не достигли результатов, — они есть. Первоначально реновация предполагала выселение куда угодно. Благодаря нашим протестам мы добились того, что выселять стали хотя бы в тот же район, — сказала она.
«Даже в период коронавируса департамент здравоохранения Москвы получал денег из бюджета в два раза меньше, чем департамент строительства»
Сносят лучшие дома
На встрече было много записавшихся из Лефортово, которых переселяют в район промзоны «Серп и Молот». Одна из жительниц попавшего под реновацию дома, Зинаида Викторовна, пожаловалась, что их дома попали под программу реновации, хотя находились в очень хорошем состоянии.
— Говорю об этом — и хочется плакать! У нас три кирпичных дома, объединенных общей дворовой территорией. Они построены по индивидуальному проекту в 1959–1961 годы, — сказала она на круглом столе.
Дома, о которых говорит Зинаида Викторовна, построены хорошо и могли бы прослужить еще много лет: красный кирпич внутри, сверху белый облицовочный. Внутри есть технические подвалы и даже лифты — для пятиэтажек того времени это большая редкость.
Кроме того, строения относятся к классу энергоэффективности А, а это очень высокий показатель даже для нового дома.
Реновация свалилась на жителей этих домов как снег на голову. В местной управе им пообещали, что переселят исключительно в пределах района, люди поверили и проголосовали за включение в программу. Но позднее выяснилось, что их обманули: новые дома уже построены и находятся в промзоне на третьем транспортном кольце.
— В районе есть общежития, есть дома аварийные, но их почему-то не сносят. Зато решили снести наши, хорошие, — пожаловалась Зинаида Викторовна.
Обещали не человейники?
Большая часть построенных по программе реновации домов в Москве нарушает обещанные нормы этажности, отметил депутат Михаил Тимонов на круглом столе.
— В 2017 году Собянин заявил, что строящиеся дома будут высотой от 6 до 14 этажей. Многие поддержали программу реновации именно с учетом этих слов, но доверие не было оправдано: сейчас 194 построенных дома, а это 71% от всех, выше 14 этажей.
Тимонов отметил, что в Москве чаще всего строят минимум двадцатиэтажки.
— Абсолютный рекорд — 48-этажный дом. Какие последствия у таких строительных решений? Они очевидны: продолжается чудовищное переуплотнение Москвы. Это неминуемо сказывается на социальных, медицинских, образовательных и иных возможностях, — сказал он.
Перед утверждением программы реновации депутатам Мосгордумы показывали макеты домов, не превышающих 7 этажей, рассказала Елена Шувалова.
— Я прекрасно помню, как нам демонстрировали макетики красивые, с малоэтажными домами: 4, 5, 7 этажей. И вот во что это вылилось. Как представители органов власти могут так поступать с жителями города? — возмутилась она.
Беда на природоохранной территории
На встречу пришли и жители района Метрогородок, который прилегает к Лосиному острову. Большую часть района занимает национальный парк, но программа реновации со временем добралась и до него, чем вызвала волну недовольства со стороны горожан.
Жительница Метрогородка Татьяна Николаевна напомнила, что территория природоохранной зоны требует бережного к себе отношения.
— Переуплотнение района — это деградация Лосиного острова, его уничтожение. Сейчас там активно застраивается въезд на пересечении Тагильской улицы и Открытого шоссе, — рассказала она — Кроме того, транспортная ситуация всё хуже и хуже. В час пик переполнены трамваи, автобусы. Метро перегружают, строя жилые комплексы — это тысячи квартир.
Кроме того, в конце Открытого шоссе есть еще один корпус ЖК, который находится на месте бывшего детского санатория. Что примечательно, эти земли раньше были территорией ограниченного землепользования — там могла располагаться только медицинская или профилактическая организация.
— Как перевелась эта земля из территории ограниченного землепользования в совершенно другой тип? — задается вопросом местная жительница.
Как вы считаете, нужна ли Москве реновация?
Депутат Евгений Ступин на встрече с москвичами обратил внимание, что Лосиный остров — не единственная пострадавшая от реновации природная территория.
— Мой район Косино-Ухтомское тоже в опасности: нам удалось исключить три строительные площадки, но оставшиеся всё равно попали под программу, — рассказал он — Мы много раз говорили о том, что нельзя ничего строить возле Косинских озер, но внутри водоохранной зоны всё равно возводят реновационные дома.
Ступин подчеркнул, что строительство в такой близости от воды может повлечь за собой последствия.
— Стартовая площадка возле Черного озера сейчас затоплена, а там планируется подземный гараж. И это не единственный случай. Они, естественно, воду будут откачивать, но она начнет снова прибывать. Что получится из этого строительства — я бы не хотел испытывать это на себе, — отметил он.
«Не надо было рожать»
Многодетный отец, пенсионер Александр Ильич переехал в новый дом на Карамышевской улице и с ужасом в глазах вспоминает о том, как их заставили это сделать:
— Нас восемь человек, две семьи, принудительно переселили в аварийное жилье. Сначала департамент городского имущества изъял и потерял наши документы и отказался без них ставить на учет. На наше возмущение ответили: «Не надо было рожать столько детей — не было бы столько проблем».
Затем семье Александра Ильича предложили переехать в квартиру, где были нарушены санитарные и противопожарные нормы. Когда они написали претензию, суд неожиданно для них отправил иск о принудительном выселении.
— Я обратился на горячую линию, где нам посоветовали выделить спальные места на кухне и в коридоре, — вспоминает Александр Ильич.
Собственникам отказались выдавать положенный при заключении договора технический паспорт квартиры. Почему — стало понятно, как только они зашли внутрь. Дом начал рушиться еще до заселения: образовались трещины, потолок стал опускаться, погнулись стены, перестали закрываться двери, отвалилась сантехника.
— Департамент стал ссылаться на положительное решение экспертизы, но по факту оценивали только проектную документацию. А неработающую пожарную сигнализацию и разрушения внутри квартиры они не видели.
«Нас заселили по тюремным нормам — 4 метра на человека, чтобы мы не создавали семьи и не заводили детей»
По итогам встречи участники круглого стола составили резолюцию, где перечислили самые частые проблемы, с которыми сталкиваются москвичи в ходе программы реновации. Первым пунктом в списке идет «обман».
Что делать, если дом попал под реновацию, но вы не согласны с этим? Вы можете попробовать выйти из программы. Для этого необходимо провести собрание собственников и заручиться поддержкой как минимум одной трети жителей дома. Протокол собрания нужно предоставить в Государственную жилищную инспекцию Москвы, обращение рассмотрят в течение месяца.
Ранее мы подробно рассказывали, чем отличаются программы реновации Лужкова и Собянина, а также о том, что построили в столице два градоначальника.
Кроме того, рекомендуем ознакомиться с нашим материалом о самых громких разрушениях: в Москве во время правления каждого из мэров снесли значимые здания. Помимо этого, самые важные истории о столичной реновации мы собираем в одном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».