MSK1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Москве

Погода+6°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

штиль.

758мм 85%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Город От Сухаревой башни до русского Нотр-Дама. Самые впечатляющие памятники архитектуры, которые потеряла Москва

От Сухаревой башни до русского Нотр-Дама. Самые впечатляющие памятники архитектуры, которые потеряла Москва

Рассказываем, как менялась столица с потерей знаменитых церквей, башен и крепостных стен

Облик Москвы сильно изменился с исчезновением десятков архитектурных памятников

Москва меняется с каждым годом. Метро прирастает новыми станциями, дома растут ввысь, вместо пустырей появляются жилые кварталы и парки. Но перемены не всегда идут на пользу городу. Например, когда новые власти рушат архитектурные святыни, строят новоделы на месте исторических районов или доверяют недобросовестным застройщикам реставрацию, которая в итоге лишь уродует облик здания.

Можно долго перечислять, сколько объектов культурного наследия потеряла Москва. Корреспонденты MSK1.RU узнали у экспертов, с исчезновением каких архитектурных памятников сильно изменился облик столицы и как сегодня обращаются со стариной столичные чиновники.

Старый Кремль и русский Нотр-Дам

Конец 1920-х годов ознаменовался становлением социалистической власти. И там, где она строилась, не нашлось бы места церквям. Одним из ключевых исторических событий был артобстрел Кремля во время Октябрьской революции 1917 года, что повлекло за собой ряд разрушений, которые оказались необратимыми.

— Потерю исторического домика, стоящего где-то посреди города, там, где его мало кто видит, пожалуй, можно пережить. Но совсем другое дело — Кремль, где появилась «плешь», из-за которой сильно изменился образ Москвы, — рассказал MSK1.RU историк Михаил Коробко.

Древнейший на территории Кремля храм — собор Спаса на Бору, построенный при Иване Калите — был разрушен в 30-е годы

По его словам, в 1930-е годы большевики разрушили древнейший в Москве храм, находящийся на территории Кремля, — собор Спаса на Бору, построенный при Иване Калите в 1330 году, а также Чудов и Вознесенский монастыри, основанные также в XIV веке. Это были важнейшие памятники древнерусского зодчества, чьи стены помнили правление Бориса Годунова, Смутное время, царствование Лжедмитрия I и другие исторические периоды.

В 2014 году открыли 14-й корпус Кремля, который спустя пару лет демонтировали. Президент России Владимир Путин предложил реконструировать Чудов и Вознесенский монастырь, но призвал не воспринимать его слова как приказ. В итоге руководство Музея Московского Кремля пришло к выводу, что возрождение монастырей станет лишним новоделом. Теперь вместо старинных храмов находится парк для туристов.

— Чертежи XIX — первой трети XX века не могут стать основанием для воссоздания зданий с той долей достоверности, которая сделала бы их объектами культурного наследия. Площадь и объемы восстановленных монастырей и дворца создадут значительный контраст с соборами и храмами Соборной площади из-за своей новодельности и приблизительности, — указал замдиректора музея Андрей Баталов.

Изображение Чудова монастыря на почтовой открытке

Коммунисты сровняли с землей более 430 церковных сооружений Москвы, а точная цифра по всей России до сих пор неизвестна. Историки до сих пор сокрушаются о разрушении церкви Успения на Покровке — одной из самых знаменитых приходских церквей старой столицы и яркого образца «московского барокко» — направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII веков.

Красотой храма восхищался сам Наполеон, и даже появилась легенда, будто бы он распорядился поставить особый караул, охраняющий ее от пожаров и грабежа. Достоинства здания отмечал Растрелли, а к службам ходили Достоевский и Пушкин. Его называли русским Нотр-Дамом, застывшим облаком красно-белых кружев и архитектурной поэмой.

Церковь Успения на Покровке называли русским Нотр-Дамом. Ее снесли в 1936 году

— Церковь Успения на Покровке считали восьмым чудом света в Москве. На фоне утерь таких зданий, как эта церковь, дыры в ткани города хорошо видны, как мне кажется, и это очень большая потеря для города, — рассказал MSK1.RU историк архитектуры Денис Ромодин.

Церковь снесли в 1936 году — якобы для расширения проезжей части на улице Покровка. Сейчас на этом месте находится сквер.

В 2014 году жители выступили с проектом воссоздания утраченного памятника по сохранившимся чертежам. Идею поддержали члены Общественной палаты РФ, депутаты Мосгордумы и другие городские организации. Но, увы, по неизвестным причинам проект так и не удалось воплотить в реальность, всё так и осталось на стадии обсуждения.

Сухарева башня и Красные ворота

Но не только о разрушении церквей можно сожалеть. С конца XVII века на пересечении современных Садового кольца, проспекта Мира и Сухаревки стоял шедевр гражданской архитектуры — Сухарева башня. Построенное в 1695–1701 годах по приказу Петра I сооружение стало для москвичей символом спасения от правления царевны Софьи. Сухарева башня была образцом русской гражданской архитектуры.

Сухареву башню разобрали в 1934 году. Этому решению способствовал лично Сталин

Вокруг этого сооружения ходило немало слухов. Некоторое время в нем жил Яков Брюс, и его прозвали «колдуном Сухаревой башни». Возможно, потому что там хранились его книги и научные приборы, привезенные из Европы. Брюс также организовал в башне Навигацкую школу, которой гордился Петр Первый.

Кроме того, в Сухаревой башне появился Московский коммунальный музей — родоначальник Музея Москвы, в чьем фонде сегодня хранятся более 790 тысяч артефактов из архивов историков и купеческих семей. Несмотря на протесты искусствоведов и архитекторов, башню разобрали в 1934 году. И снова причиной стало строительство автомагистрали, чему она якобы препятствовала. Этому решению способствовал лично Сталин.

— Первым делом сняли часы, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была, — сокрушался Гиляровский в письме дочери.

Рабочие разбирают лестницу Сухаревой башни

От одного из окон башни сохранился наличник, который перевезли в Донской монастырь, а также часы — теперь их можно увидеть на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское. А под Сухаревской площадью до сих пор покоится фундамент башни, уцелевший за счет своей прочности.

— Сухарева башня — это здание, связанное с эпохой Петра Первого, российским флотом, навигацкими школами и Музеем Москвы. И, увы, ее уничтожили без всякого смысла, поскольку оно никак бы не препятствовало движению транспорта, как показало время, — объяснил историк архитектуры Денис Ромодин.

Позднее башню планировали реконструировать на прежнем месте, но проект так и остался на стадии обсуждения — уж слишком дорого он обошелся бы городу. Сейчас там разбит сквер, где установлен памятный знак «На этой площади находилась Сухарева башня».

Во время обустройства транспортного движения в Москве советские власти избавились и от Красных ворот — шедевра барочной архитектуры, построенного по приказу Петра Первого.

Ворота отстроили в камне и украсили лепниной, росписью под мрамор и золочеными бронзовыми статуями

Изначально это была деревянная триумфальная арка, которая несколько раз сгорала, и ее приходилось восстанавливать. В 1757 году, во время правления императрицы Елизаветы Петровны, для надежности ворота отстроили в камне и украсили лепниной, росписью под мрамор и золочеными бронзовыми статуями. Именно такими Красные ворота можно увидеть на старых фотоснимках и открытках.

Москвичи любили эту арку и старались ее беречь. Задолго до начала строительства Садового кольца местные власти попытались снести Красные ворота, но горожане вместе с деятелями культуры их отстояли.

В 1906 году через арку проложили трамвайную линию, что вызвало бурю протестов среди общественности, но в этот раз реакция жителей ни к чему не привела. А после революции 1917 года на Красных воротах исчезли гербы и вензеля царской семьи, которой сооружение было посвящено, появились плакаты с изображением Ленина. Пару лет спустя, арку разграбили, украли вазы и статуи.

Станция метро «Красные ворота»

Снос мозолившей большевикам глаза арки стал лишь вопросом времени. Архитектору Алексею Щусеву удалось отсрочить ее снос на год — в 1926-м он выступил против разрушения архитектурного памятника, и тогда их отреставрировали, восстановив золоченые статуи и лепнину. Но позднее Красные ворота все же уничтожили как «мешающих проезду городского транспорта».

Сейчас под площадью, где возвышалась арка, проложена станция метро «Красные ворота». Восстановить строение уже не удастся — на ее месте расположено Садовое кольцо, одна из самых загруженных автомагистралей Москвы.

Китайгородская стена

Китай-город — один из древнейших районов столицы — тоже подвергся изменениям в первой половине XX века. Вплоть до советских времен эту местность окружала крепостная стена с башнями, построенная в середине XVI века, — памятник средневековой русской фортификации. Ее длина составляла свыше 2,5 тысячи метров, ширина — 4 метра, а высота — более 6 метров.

Китайгородская стена в 1887 году

Предполагалась, что стена с восемью башнями защитит московский посад от набегов крымских татар. Укрепление примыкало к угловым башням Московского Кремля — Арсенальной и Беклемишевской.

В XVIII веке стена перестала иметь военное значение и возник вопрос о ее сносе. Александр Первый не одобрил эту идею и, напротив, приказал реконструировать стену. Но из-за недостатка финансирования ремонт так и не завершился.

Основательно реставрацией занялись только в 1925 году. Под руководством архитектора Николая Виноградова избавились от пристроек, которыми «обросла» стена за десятки лет, спроектировали кровлю, восстановили зубцы и шатры. Но реконструкция Китайгородской стены в итоге, увы, привела к её разрушению, так как впоследствии появились вопросы о дальнейшем сносе разных частей стены. В 1933 году строение включили в список объектов, которые планировалось разобрать для нужд Метростроя и обустройства транспортного движения.

Остатки стены на площади Революции

— Китайгородская стена была второй по значимости крепостью в Москве. Снос Воскресенских ворот на Красной площади (кстати, тоже часть Китай-города), обосновали тем, что они мешают въезду военной техники для участия в праздничных парадах, — уточнил Михаил Коробко.

До сегодняшнего дня дожили лишь небольшие участки Китайгородской стены, которые можно увидеть за гостиницей «Метрополь», на площади Революции, а также в Зарядье вдоль Китайгородского проезда и Москворецкой набережной.

Зарядье

Зарядье как район тоже претерпевал немало изменений. Изначально эта местность привлекала купцов и ремесленников, которые начали селиться здесь с XVII века из-за близости к торговым рядам на Красной площади. Они же и дали название району — «за рядами».

Английское подворье — восстановленный сегодня исторический памятник

В XVI–XVII веках это был район, отделенный от реки Китайгородской стеной и расположенный между улицей Варварка, Москвой-Рекой и Китай-городом. Здесь промышляли ремесленники, купцы и приказчики, в том числе иностранные. Там же были палаты бояр Романовых и старинные храмы. А в эпоху Ивана Грозного англичанам дали право беспошлинной торговли, и тогда на Варварке появился Мытный двор, который включал комплекс построек, в том числе Английское подворье — восстановленный сегодня исторический памятник. Словом, Зарядье считался элитным районом, где проходила самая бойкая торговля.

Всё изменилось во время пожара 1812 года. Большинство зданий разрушил огонь, из-за чего здесь стали строить дешевые двух-, трехэтажные дома для сдачи в аренду, а к концу XIX века в Зарядье стали заселяться еврейские торговцы и ремесленники, и постепенно пространства от Варварки к набережной приходило в упадок, престижный район превратился в трущобы.

Зарядье стало полем для экспериментов городских властей в XX веке. В конце 1930-х здесь реконструировали Москворецкую набережную, снесли старые дома и исторические памятники, в том числе Китайгородскую стену. После Великой Отечественной войны на их месте планировали установить восьмую сталинскую высотку, но строительство прекратилось из-за смерти Сталина.

Вид на остатки гостиницы «Россия» перед строительством парка «Зарядье»

На ее фундаменте в 1967 году возвели гостиницу «Россия», которая вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная в мире. Здесь одновременно могли разместиться 5,3 тысячи постояльцев — внушительные цифры по мерках 70-х. Проектом гостиницы занимался архитектор Дмитрий Чечулин, работавший над сталинскими высотками.

В 2006 году гостиница перестала приносить прибыль, а инвесторы уже не хотели вкладываться в реконструкцию устаревшего здания. И тогда «Россию» решили снести. На ее месте хотели построить отельный комплекс, музейные здания и три концертных зала, но из-за финансового кризиса 2008 года проект пошел ко дну.

Итогом экспериментов стал парк «Зарядье», построенный в 2017 году. На его территории воссозданы четыре природных зоны России — смешанный лес, степь, луг и северные ландшафты. Но хотя парк и преобразил местность, которая из года в год перекраивалась и искажала облик набережной строительными лесами, эксперты уверены, что Зарядье как историческая местность имела огромное значение для столицы.

— Там было много ценных домов и храмов, которые со временем исчезли. Грустно, что в итоге этот квартальчик, стоящий на набережной, постепенно уничтожался, пока от него не осталась одна улочка. На мой взгляд, это довольно значимая утрата, — отметил историк Михаил Коробко.

«Черная книга» архитектурных утрат

Сегодня в Москве насчитывается более 8,6 тысячи объектов культурного наследия. В это число входят не только памятники, включенные в Единый государственный реестр, но и те, что только ожидают вердикта.

Выявленные памятники куда более уязвимы, поскольку могут получить отказ по итогам историко-культурной экспертизы. А если сооружение не включено в реестр, уберечь его от сноса или некачественной реставрации удается не всегда. Бороться с уничтожением старинных зданий пытается общественное движение «Архнадзор».

Несмотря на протесты жителей, не все исторические объекты в центре столицы удается восстановить или противостоять их сносу

С конца 2010 года, когда Сергей Собянин стал мэром Москвы, участники «Архнадзора» стали в электронном формате составлять «Черную книгу» — список потерь недвижимого наследия. В лужковскую эпоху в бумажном формате издали еще одну «Черную книгу», где будущие координаторы «Архнадзора» посчитали все утраты за период с 1990 по 2006 год.

— С конца 2010 до конца 2022 года разрушили 270 исторических объектов, а во времена Лужкова сровняли с землей больше 700 зданий. Это исключая 2007–2010-е, когда полная статистика не велась, — пояснил MSK1.RU координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. — Так что усилия градозащитников небесполезны.

«Увы, статистика не утешает, она всё равно огромна. А в последние два года мы теряем по 30 зданий и сооружений»

По словам Рахматуллина, в «Черной книге» описаны все потери, которые градозащитники считают ценными. Среди них есть и выявленные, и заявленные (зарегистрированные по заявкам простых людей и активистов) объекты, и те, которым было отказано в присвоении охранного статуса.

По словам Рахматуллина, администрация города всё же осознала, что уничтожение зданий с охранным статусом влечет уголовную ответственность. Но, увы, сохраняются угрозы сноса при реставрации.

Координатор «Архнадзора» вспоминает разрушение палат Петра Киреевского на Остоженке, 19 в 2014 году. Тогда здание XVII века закрыли глухим фальшфасадом для реставрации, а потом снесли вручную и заменили новоделом. Следующие восемь лет этот случай оставался последним сносом статусного каменного памятника, но в конце прошлого года ситуация повторилась.

По словам экспертов, за последние десять лет город стал бережнее относиться к архитектурному наследию

— Снесли Казанское архиерейское подворье в Ветошном переулке, 11. И это тоже произошло за непроницаемым тепляком, также беззвучно, — утверждает Рахматуллин.

К сожалению, несмотря на протесты жителей, не все исторические объекты удается восстановить или противостоять их сносу, к тому же город, отвечая запросам времени, нуждается в архитектурных переменах.

— Когда поднимается такой серьезный шум, то дело лучше тщательно изучить. Понятно также, что оставлять все ветхие исторические дома — нереально, архитектурное обновление необходимо любому городу. Но очень желательно более плотно взаимодействовать с общественными движениями, которые дают по-настоящему объективную оценку тому или иному зданию, — рассказал первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Эксперты отмечают, что, несмотря на недостатки системы сохранения исторических объектов, за последние десять лет город стал все же бережнее относиться к архитектурному наследию. Например, здания, которым не насчитать и 50 лет, получают охранный статус, а прежде их сносили без суда и следствия.

— На мой взгляд, в последние годы списки объектов культурного наследия стали куда шире. Понятие старины изменилось — теперь сорокалетние здания, дома в стиле модернизма тоже считаются наследными, а прежде их сносили, — отметил Денис Ромодин.

Дом Наркомфина после завершения реконструкции в 2020 году

При этом в городе не только рушат, но и восстанавливают. По данным мэрии Москвы, за последнее десятилетие в городе отреставрировали более 2000 объектов культурного наследия и памятников архитектуры, более 700 зданий получили охранный статус.

Примером тому можно считать Дом Наркомфина. В течение 30 лет памятник советского авангарда и конструктивизма нищенского существования постепенно разрушался, здание было на грани уничтожения. После завершения реконструкции в 2020 году сооружение превратилось в элитный жилой дом, квартиры в котором распродали еще до окончания реставрации.

Ранее MSK1.RU писал, что построили в Москве Лужков и Собянин и почему из-за этого возмущались люди. Также мы рассказывали, что они разрушили: читайте о самых громких сносах зданий в период правления двух мэров.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем