Город мнение «Кражи, грабежи и разбои — обыденность». Как охраняют элитные поселки Подмосковья и почему богачей не спасают даже ЧОП и камеры

«Кражи, грабежи и разбои — обыденность». Как охраняют элитные поселки Подмосковья и почему богачей не спасают даже ЧОП и камеры

Правозащитник Алексей Федяров объяснил, как допустили вооруженный захват заложников в «Шервуде» на Новой Риге

Кражи, грабежи и разбои в элитных поселках Подмосковья — обыденность

На прошлой неделе вооруженный мужчина захватил в заложники участкового и двух охранников в элитном коттедже в подмосковном поселке «Шервуд» на Новорижском шоссе. Спустя 5,5 часа штурма с участием полиции, СОБРа и Росгвардии преступника ликвидировали. Полную историю произошедшего в «Шервуде» мы публиковали здесь.

Правозащитник и бывший прокурор Алексей Федяров объяснил, как устроена охрана элитных поселков, почему местные чоповцы сами попали в заложники к захватчику и когда незащищенные от таких инцидентов и краж «богатые тоже плачут».

«Кражи, грабежи и разбои в элитных поселках — обыденность»


«Шервуд» — это непростой поселок, точнее один из самых непростых. Рядом тоже элита: «Гринфилд», «Миллениум», «Агаларов Эстейт», «Бенилюкс». Охране там платят хорошо, и пропускная система жесткая, любой ЧОП дорожит таким контрактом. Но есть нюансы.

«Кражи, грабежи и разбои в элитных поселках Рублевки, Ильинки и Новой Риги — обыденность»

Да. Именно так. Способы разные: от банального перелезания через забор в пограничные дома до квалифицированной работы по наводкам с применением специальной аппаратуры для подавления систем безопасности. Местные опера уголовного розыска могут рассказать массу интереснейших историй о том, что похищали в таких домах и кто там в то время находился.

«Раскрываемость нулевая»

Раскрываемость этих преступлений нулевая. Главная проблема общая — уголовный розыск в загоне.

Отделы БЭП (экономической безопасности и противодействия коррупции. — Прим. ред.) и НОН (противодействия незаконному обороту наркотиков. — Прим. ред.), экономика и наркотики — вот там комплект полный и очередь.

«В уголовный розыск тотальный недобор — работа адовая, а взяток не дают»

Случившееся в «Шервуде» сложно анализировать чисто криминалистически — не ясен мотив преступника. Но с военной точки зрения это классическая разведка боем. Один человек занял массу ресурсов силовой системы практически на день. Кто-то за этим наблюдает, сомнений у меня нет.

А если таких мелких (а это мелкое) нападений организовать в моменте несколько, а основное, в котором будут участвовать 20–30 подготовленных бойцов, обустроить совсем в другом месте, в еще более непростом поместье? Кто спасет владельца этого поместья?

«И еще фактор. Цена частным охранным предприятиям в столкновении с бандами очевидно ничтожна. С бандами вчерашних штурмовиков — еще ниже»

Чоповцы и единичному пассионарию сдают оружие, а что они сделают с бойцами, которые еще месяц назад шли на Москву, сбивая вертолеты? Откроют двери и предложат услуги гидов.

Знаю, что уже сегодня многие большие мужчины дали указание прошерстить свои охранные предприятия. Шерстить — значит увольнять. Увольнять — значит брать новых, желательно с боевым опытом.

А кто сейчас с таким опытом? И не те ли бойцы придут в ЧОПы, чьи шефы сейчас наблюдали за шервудской историей и делали выводы? Кстати, не исключаю, и организовали эту разведку.

«Если кратко: элите готовиться к экспроприациям, остальным просто бояться и ждать. Лихие времена, о которых мы так долго говорили, пришли»

«Камеры — это самоуспокоение»


Совершенно ожидаемо появились отзывы о том, что всё не так. Комментаторы хорошим языком, снисходительно, умно и саркастично пишут, что не слышали о криминале на Рублевке, что не запирают дверей на Ильинке, что везде камеры. Всё спокойно, говорят они.

Комментаторы — хорошие люди, спокойные и небитые. Таких преступный мир любит.

«Спокойный терпила — теплый хлеб вора»

Камеры, по мнению Федярова, совсем не помогают

Не буду уходить в описание сложных механизмов подбора бандой объекта посягательства, скажу лишь, что это всегда основано на информации, чаще всего инсайде. Охрана, водители, горничные, повара, соседи, работники коммунальных служб поселка — о ваших домах знают очень многие.

Камеры — это самоуспокоение апологетов спокойной Рублевки.

Камеры поселков чаще всего работают лишь во въездных группах. Единицы поселков оборудованы камерами по периметру. В единицах поселков охрана систематически обследует периметр визуально — пройтись ножками, посмотреть глазками подкопы либо средства преодоления стен или заборов. Единицы единиц жильцов когда-то делают это сами. А я бы рекомендовал как-нибудь подивиться.

«Со слов оперов, охрана почти никогда не ставит на контроль сданные в аренду крайние дома, на границах поселков. А это гарантированный подход и отход»

Камеры в поселках чаще всего низкого разрешения. Но даже если высокого, что даст вам видео мужчин в масках, которые заходят в дом, выносят что-то и уезжают? Вот оно, видео гастролеров из Молдавии или откуда-то еще. Парни отработали и уехали в ту же ночь. Как их идентифицировать?

Камеры на шоссе этих элитных направлений тоже не должны обнадеживать. Это, чаще всего, камеры ФСО, а они информацией с МВД не делятся. Это не Москва с ее системами распознавания лиц.

Открою секрет. Во всех уголовных делах о кражах, грабежах и разбоях из элитных поселков есть показания камер видеонаблюдения. Флешки приобщены, скрины в дело подшиты. Проверяющие смотрят, говорят: «Молодцы, подшили, дайте следующее дело посмотрим».

Элитные поселки охраняются, вопрос в эффективности этой охраны

Охрана на въездах

Стандартная схема: охрана проверяет номера автомобилей и пропускает их, не проверяя, кто и что внутри. Банде останется лишь заказать пропуск. Стационарных групп быстрого реагирования (ГБР) частные охранные предприятия не держат практически ни в одном поселке, хотя могут. Им выгоднее держать одну группу на куст. И если вызов получен в какой-то один поселок, группа уедет туда. А во втором у преступников появляется значительный временной задел — надо найти другую группу.

В отделах полиции с ГБР проблемы еще существеннее. С чем это связано — тема для отдельного текста.

«Одинцовский, Истринский и Красногорский районы — в целом обычные с точки зрения состояния преступности районы Подмосковья»

О некоторых преступлениях в элитных поселках вообще не сообщают в полицию — те, кто там живет, порой не хотят светиться

Возьмем показатели Одинцовского района за 2022 год. Преступлений совершено — 3978, раскрыто 2579. Не раскрыто — 1219, раскрываемость — около 64%. То есть треть преступлений не раскрывается.

Нюанс: раскрываемость краж значительно ниже общей раскрываемости. Раскрываемость краж из квартир и домов всегда хуже общей раскрываемости краж. Уверенно могу сказать, что этот показатель меньше 30%, а если взять реальную, не нарисованную статистику, то еще ниже.

«Масса случаев вообще не доходит до расследования. Чаще всего это обносы домов чиновников, которые просто не хотят светиться»

Но даже если бегло посмотреть известные случаи преступлений в элитных поселках, уже стоит задуматься. Пройдусь по верхам.

  • Нападение на Эллу Памфилову в сентябре 2019-го. Неизвестный с электрошокером и в маске проник ночью в дом главы ЦИК. Сейчас ее здоровью «ничего не угрожает»;

  • неизвестный ограбил коттедж гендиректора российского отделения международной инвестиционной группы PPF Real Estate Мартина Шаффера в Барвихе, похитив деньги и драгоценности на 20 миллионов рублей;

  • налетчики с Рублевки: как грабили особняки рядом с резиденцией президента;

  • в суде начался процесс по делу банды налетчиков, нападавшей на элитные коттеджи в Подмосковье. Среди потерпевших — свидетель по делу Захарченко, генерал ФСБ, авторитетный бизнесмен из Солнцево и сопредседатель «Деловой России».

  • неизвестные ограбили коттедж генерала МВД Романа Зайцева в элитном поселке;

  • крупное ограбление произошло в подмосковном коттедже бизнесмена. <…> Известно, что жертвой ограбления стал 68-летний предприниматель, до недавнего времени он занимал пост гендиректора НПО «Гелиймаш».

Резюме простое. Ты можешь прожить жизнь, не закрывая дверей, в Чертаново или на Кутузовском проспекте. Просто твоя квартира никому не будет интересна, так случается. Это неважно.

Важно, что если кому-то серьезному будет интересно зайти именно к тебе, то он зайдет даже в охраняемом поселке, который на поверку не такой уж и охраняемый.

«Одного такого захода тебе хватит навсегда, а видео с камер, которые так успокаивали, останется на долгую память»

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем