Город проблема Боятся умереть под завалами. Москвичи кричат, что их хрущевка вот-вот рухнет, но чиновники не торопятся ее расселять

Боятся умереть под завалами. Москвичи кричат, что их хрущевка вот-вот рухнет, но чиновники не торопятся ее расселять

Здание разрушается: стены покрыты огромными трещинами, которые замазали цементом

История с домом на Большом Коптевском проезде длится с 60-х годов прошлого века

Вчера в Санкт-Петербурге обрушился дом на Гороховой улице. Повезло: жертв не оказалось, флигель дома расселили еще в конце октября, но аварийным здание так и не было признано. Жители рассказали нашим коллегам из «Фонтанки», что обращались в администрацию и просили подтверждения тому, что в обветшалой постройке жить нельзя — стены дома покрылись огромными трещинами, но межведомственная комиссия решила признать непригодными для проживания лишь отдельные квартиры, а не здание целиком.

MSK1.RU рассказывает историю одной московской хрущевки у метро «Аэропорт», которая очень напоминает судьбу рухнувшего дома в Северной столице — правда, с одним отличием. Она еще не рухнула.

— Нас давным-давно должны были переселить, но не переселяют. Площади нет, времени на нас нет — половина жителей уже померло… У меня и муж умер в 21-м году, дожидаясь этого переселения. Это бесполезно, молодой человек. Мы уже ни во что не верим, это уже невозможно, это уже всё — тупик! — восклицает Наталья Петровна, открывая старую металлическую дверь.

Пятиэтажка на Большом Коптевском проезде (дом 14, корпус 4) разваливается с начала постройки. Работники допустили производственный брак — в 1969 году обнаружили проблемы с грунтом и сваями, на которых стоит здание, рассказывают здешние активисты. По дому пошли трещинки, которые продолжали разрастаться. Дом не поспешили расселять — подумали, что еще простоит.

1 из 3

— Видите, вон они! — произносит Наталья Петровна, которая живет в этом доме с тех пор, как его только построили. Она указывает на многочисленные трещины, которые идут по всему дому. — Одна идет, другая! Повсюду. Их цементировали: серые заплатки везде. «Площадок под реновацию нет!» Нас просто забыли! — москвичка старается не сорваться на крик.

Напротив дома когда-то находилось здание военной типографии и завод железобетонных изделий. В 2016 году их снесли: «Разрушавшиеся строения сотрясали землю вокруг. Наш дом содрогался, стены и пол постоянно тряслись, казалось, что дом рухнет» — писала местная жительница в обращении к мэру Собянину. Трещины разрастались всё больше, без серых заплаток на дом было еще страшнее смотреть. Так освобождали площадку под новый ЖК от группы «ПИК».

Недалеко от разваливающейся хрущевки находится высокий и ухоженный жилой комплекс

Теперь огромный жилой комплекс величественно возвышается над выцветшим разваливающимся домом. 30 апреля 2022 года фасад хрущевки начали красить, рассказывали тогда MSK1.RU жители, но, по всей видимости, даже на это занятие городские службы махнули рукой. Спустя год пятиэтажка в том же безобразном состоянии. Отойти на несколько шагов от дома — можно увидеть, как он ужасающе искривляется. Как пляшут балконы квартир третьего подъезда. Видно, как изгибается крыша дома.

Крупные трещины замазали бетоном. Год назад на самых больших разломах были гипсовые маячки с датой установки — если они лопаются и на них образуется трещины, то это свидетельствует об искривлении фундамента. Следовательно, дом продолжает разрушаться. В апреле 2022 года главный инженер района Олег Богданов на вопрос MSK1.RU: «Могут ли там оставаться люди?» ответил многозначительное: «А вы-то как сами думаете?»

Маячки, которые коммунальщики прилепили к самой глубокой и длинной расщелине, спустя год оказались чем-то замазаны. Кто-то скрыл дату их установки — это видно, если сравнивать старые фотографии с тем, как дом выглядит сейчас. Свежие заплатки тоже покрыты мелкими трещинами.

Правое фото — то, как «заплатки» выглядели год назад

Многие из местных выросли в этом доме, а потом и у них самих появились дети — люди поколениями надеются, что пятиэтажка не рухнет. Во дворе иногда появляются и старики, и ребятня. Дети знают о том, что их дом разваливается. Они честно признаются, что здесь страшно просто находиться. Старшее поколение жильцов тоже не скрывает своего ужаса и отчаяния.

Фрунзенский совет народных депутатов признал дом аварийным еще в 1990 году

Правительство Москвы точно знает об этом доме еще со времен Гавриила Попова (градоначальник столицы до Лужкова): районный совет депутатов в 1990 году признал дом аварийным, но это как-то забылось. Сейчас «Жилищник» соглашается с тем, что «стены здания в габаритах 3-го подъезда находятся в аварийном и ограниченно работоспособном техническом состоянии, угрожающим безопасности проживания». Однако ремонт дома, который был в 2019 году, ограничили подготовкой к «весенне-летней и зимней эксплуатации», следует из письма, которое предоставили местные жители. Одно радует:

— Стены здания 1-го, 2-го подъездов находятся в работоспособном состоянии и пригодны для дальнейшей эксплуатации, — отвечал «Жилищник» местным жителям в 2019 году.

1 из 2

Судя по другому письму, на 01.01.2015 износ дома составлял 44,4%, а в одной из квартир третьего подъезда пришлось установить деревянные подпорки, чтобы потолок однажды не рухнул. И всё равно дом аварийным признан не был. Оказалось, «виноваты» в этом сами жильцы.

Они долгое время добивались того, чтобы кто-то из многочисленных департаментов и городских ведомств подтвердил, что дом нужно срочно расселять, но в 2012 году местные не подписали странную бумагу «по вопросу отказа собственников самостоятельно обеспечить осуществление сноса или реконструкции многоквартирного дома в случае его признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Так озаглавливался лист голосования — живым людям было непонятно, что скрывается за этими корявыми бюрократическими формулировками. Но это — важный документ, без которого дом расселять, видимо, нельзя. Чиновникам он важнее человеческих жизней.

— Мы не понимали, что нам надо было делать. Сотрудники управы нам объяснить ничего толком не смогли, все жители перессорились и ничего не подписали, — рассказывала корреспонденту MSK1.RU активистка Анастасия Демкина, которая живет в этом доме вместе с мамой и дочкой.

А потом стартовала реновация. Программа позволяла переехать в нормальное жилище, которое должно находиться в том же районе, где и переселенный дом, готовящийся под снос. Переезд из аварийного дома этого не предполагает — жильцов могут отправить на границу с Калужской областью, что формально считается Москвой, и это будет в рамках закона.

Жители спохватились, больше не требовали признать их дом аварийным, они захотели попасть в программу реновации. Им нужно было добиваться и этого. Чтобы попасть в эту программу, жильцы обошли очень многие инстанции. Инициативная группа обращалась в управу, префектуру, мэрию, писала письма депутатам и Владимиру Путину, говорила MSK1.RU Демкина. Правительство не торопилось и включило хрущевку только во вторую волну программы, которая начнется только в 2025 году.

— Понимаете, когда не было программы реновации, мы добивались, чтобы дом признали аварийным, — рассказывает Владимир, крепкий мужчина с усталым взглядом. Он как раз из третьего подъезда. Живет тут со своей семьей. Он курит, разглядывая из окна подъезда детскую площадку, которая утонула сугробах.

— Но власти не хотели признавать, — продолжает глава семьи. — Когда началась реновация, его не включили в программу. Начали настаивать на том, что дом аварийный. А мы, наоборот, пытались добиться, чтобы поставили под реновацию. Власти тогда начали давить на то, что дом полуаварийный.

— Думаете, дом простоит до реновации?

— Он с 60-х разваливается. Простоит... — протягивает собеседник.

А другая жительница дома, мама Анастасии Демкиной, в это не сильно верит.

— У нас в этом доме трехкомнатная квартира. Мы с внучкой и дочерью спим в одной комнате. Если дом рухнет, будет братская могила, — говорила Татьяна Васильевна нашему корреспонденту.

Люди пожаловались нам, что через щели в дома проникает холод
1 из 2
Люди пожаловались нам, что через щели в дома проникает холод

Жители добились своего, дом включили в программу реновации, но из этого возникает другая проблема: в районе «Аэропорт» нет стартовых площадок под строительство реновационного дома. Об этом говорил нам бывший муниципальный депутат Павел Ярилин год назад. Места под строительство жилого здания нет и сейчас, судя по разделу о программе реновации на сайте мэра Москвы.

— У нас шесть домов, попавших в программу реновации, и ноль площадок, — рассказывал MSK1.RU тогда Ярилин. — То же самое было с домом на Балтийской, 6, где при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля произошла просадка грунтов. Тогда целый дом признали аварийным, и никого из жителей об этом не спрашивали. Это был случай в порядке исключения — префектура выделила квартиры для расселения в рамках нашего района. Думаю, это было связано с тем, что вопрос под свой контроль взял чуть ли не Бирюков (Павел Бирюков — заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. — Прим. ред.).

Павла Ярилина, кстати, тут вспоминают добрым словом — мундеп встречался с жителями, участвовал в проверяющей комиссии и знает о проблеме всё. Это чуть ли не единственный человек из местной власти, который говорил с людьми не протокольным языком, рассказывали MSK1.RU живущие тут люди.

После начала СВО Ярилина оштрафовали за дискредитацию Вооруженных сил РФ. Его сняли с выборов в муниципальные депутаты, которые проходили в 2022 году, писал он в своем Telegram-канале. Сейчас Ярилин находится в эмиграции — он уехал в Германию год назад.

Вторая волна переселения будет идти три года: с 2025-го по 2028-й. Некоторые жители не сомневаются, что им придется ждать четыре года, администрация города и сейчас будет тянуть с реновацией до последнего. Время идет, трещины продолжают разрастаться.

MSK1.RU направил информационные запросы в мэрию Москвы, Мосжилинспекцию, Департамент городского имущества, Департамент ЖКХ, префектуру САО, а также в ГБУ «Жилищник» района Аэропорт.

Год назад, 12 августа, в старенькой кирпичной пятиэтажке на окраине Омска рухнула стена. Часть дома — та, в которой находились места общего пользования, туалеты и душевые, — буквально сравнялась с землей. По счастливой случайности в момент обрушения там никого не было. До этого мэрия Омска судилась с жильцами, доказывая, что дом не аварийный.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Рекомендуем