![Екатерина Рябчук](https://n1s1.hsmedia.ru/01/b6/ad/01b6adeb88779a0ba5d1d01d46d008aa/640x640_0xOYA3ZzgI_1385880974154916893.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/17/1a/91/171a912c3de7477c91d2d5d1c3e7d5e8/656x438_1:5553_779a33b7864e19e90e45e01a3f29fe5e@1200x800_0xAk4Y3UWu_8524610796795515481.jpg.webp)
В Москве каждый год открывают новые станции метро, подземные линии разрастаются глубже в область. Схема уже напоминает разноцветную паутину. Корреспонденту MSK1.RU Екатерине Рябчук, как многим жителям столицы, приходилось искать нужный выход на «Китай-Городе» и переход на «Тверской». Публикуем ее колонку о проблемах навигации столичного метро.
В начале недели MSK1.RU собирал ваши мнения и отобрал топ-10 худших переходов в метрополитене для голосования. В опросе приняли участие почти 1100 наших подписчиков Telegram-канала, читатели паблика во «ВКонтакте», а также 1305 посетителей сайта MSK1.RU.
Судя по комментариям на нашем сайте, москвичей очень возмущает, когда Серпуховско-Тимирязевскую линию называют серой веткой. Обычно на тех, кто использует второй вариант, сразу ставят клеймо понаеха.
На самом деле спор о названиях больше похож на конфликт поколений, чем на противостояние коренных и приезжих. Те, кто родился в столице в 2000-х тоже охотно пользуются «цветовым» и «номерным» обозначениями линий. Мир стремится к упрощению, молодежь привыкла получать информацию быстро — и так же быстро ее использовать. И от этой тенденции почти 90-летний московский метрополитен уже не спасти. Да и надо ли?
«Исторические названия линий могут быть сколько угодно красивы и для кого-то привычны, но век их подходит к концу»
Тем более что придумывали их еще в советское время, когда «Таганская» и «Краснопресненская» были конечными Таганско-Краснопресненской. Сейчас же эта линия обросла десятками новых станций с обеих сторон, а название «Краснопресненская» и вовсе превратилось в «Баррикадную», оставшись «Краснопресненской» лишь для пассажиров Кольцевой.
Здесь, конечно, должны набежать коренные москвичи, осудить приезжих невежд, предложить закрыть въезд в столицу без прописки и в очередной раз напомнить, что «Москва не резиновая». Это всё, конечно, ясно, но ситуация вряд ли серьезным образом изменится в ближайшее время: в мегаполис продолжают стекаться люди из регионов и ближайших стран. Да и у властей нет цели сокращать приток населения. Скорее даже наоборот: город всё больше расширяют и ждут новых людей, которые едут в Москву зарабатывать и, конечно, тратить, пополняя городские бюджеты.
«Придется с приезжими мириться и делать так, чтобы тысячи людей, которые пользуются транспортом, не мешали проходу, пока ищут нужный указатель»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/4b/4c/6e4b4c8c715dbba3ed1c688add6cf47f/656x492_1:5553_a37d303fbf7b2c011fdbf50c6e77368a@1280x960_0xdCXMmuCV_2837917140224718922.jpg.webp)
50 оттенков синего, или БДСМ-обозначения
Обозначение станций по цветам оказалось практичным и плотно вошло в обиход жителей Москвы и туристов. Оно нужно не только для того, чтобы не утруждать себя выговариванием лишних букв, но и для быстрого ориентирования в подземке. Увидел издалека синий кружок, сразу понял: «Мне туда».
Правда, и тут не всё так гладко. Во-первых, столичное метро разрослось до такой степени, что цветов радуги уже давно не хватает. Приходится транспортникам (и горожанам вместе с ними) изучать колористику. В прошлом году, например, москвичам предложили разобраться между лиловым и рубиновым (а также лавандовым, оливковым и песочным), превратив народное голосование в игру «Найди 5 отличий».
На сайте правительства Москвы для жителей столицы открылось голосование за цвета строящихся линий подземки — Троицкой, Рублево-Архангельской и Бирюлевской.
— Палитра возможных цветов подобрана таким образом, чтобы новые линии не сливались на схеме с существующими, — заверили в мэрии.
При этом в первом же варианте линию № 17, идущую через запад Москвы, власти закрасили «лавандовым». Хотя на приложенном рядом рисунке модный «лавандовый» больше напоминает очередной оттенок синего. Кажется, не лучшая идея для линии, которая будет пересекаться с Филевской и Арбатско-Покровской.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/10/d3/f410d30943572bc7f98714cf72f6e147/448x800_1_5c0b831784f375260740c5f0148b397b@448x800_0x0O0UV2U2_5463083603633608725.jpg.webp)
Хорошо, что «активные граждане» выбрали вариант с изумрудным цветом — оказались предусмотрительнее московских властей. Хотя до победы «лавандовой» ветке оставалось всего ничего: 29% (51 тысяча голосов) против 32% (56 тысяч голосов).
«Что говорить про будущие линии, если путаница возникает с уже существующими»
Например, на одном из крупнейших в городе пересадочных узлов решили свести ветки трех с трудом различимых цветов: голубого, бирюзового (на указателях — почти идентичного голубого) и синего. И три все станции здесь — «Кунцевские». Пользуйтесь на здоровье!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/70/3c/78703c3b23ff351c77aa2fc554ec2c70/656x467_1:5553_95d0a996adeff62362e3162324d61f71@1280x911_0x8UbgRsF8_5603104850849136549.jpg.webp)
К этому, конечно, можно привыкнуть. Заблудившись пару раз, на третий выучишь все повороты в переходе на «Кунцевской». Другой вопрос, что встречается и то ли намеренное вредительство, то ли пофигизм и разгильдяйство со стороны метрополитена.
На «Павелецкой», например, уже как полгода указатель направляет на салатовую ветку, пересадки на которую там нет и быть не может. Еле заметная цифра 2 всё-таки подсказывает, что перед нами выход на Замоскворецкую. Но, согласитесь, ее можно и не разглядеть, торопясь по делам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/69/c7/c1/69c7c1b1ea526086616fbc5c4342f525/822x1280_1:5553_9e245e083c2ee1ae70f2e8a5aea56ecc@822x1280_0xlz6ZtB41_3944610519919486427.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/a9/05/f8a9051b272e31f92cdb0b03689ec691/960x1280_1:5553_43400f528ce895ef928f1012eb67faee@960x1280_0xwczwsHm6_5130995594735102456.jpg.webp)
Проверка зрения без регистрации и СМС
Станция «Павелецкая» — далеко не единственное место в метро, где вам понадобится хорошее зрение. Порой кажется, что указатели создавали специально для тренировки глаз.
Мы не говорим про слабовидящих, а берем среднестатистического современного жителя Москвы, у которого от работы за компьютером и скроллинга новостей на смартфоне, как правило, небольшой минус. Вот где рушится задумка урбанистов о том, что пассажир будет «планировать свой маршрут, стоя на эскалаторе». Большинство людей, которые по нему спускаются, просто не видят, что написано на этом умно спроектированном указателе.
Чтобы разглядеть, с какой стороны платформы ему сесть и куда повернуть для пересадки на смежную ветку, пассажиру придется либо подходить вплотную к вывескам (останавливая поток), либо слоняться по станции вниз головой в поисках напольной разметки, врезаясь в других.
«Напольная разметка действительно очень мудрое решение. Она активно используется в крупных городах Азии — и почти совсем отсутствует в европейских»
Возможно, при грамотно развешанных указателях с крупным шрифтом она была бы чрезмерным излишеством. Но в сегодняшних реалиях огромные цветные круги с цифрами на полу — спасение для пассажиров, ориентирующихся в московском метро «на уровнях A1–B1».
Но и с ними возникают проблемы. На ряде станций краска на полу уже стерлась. А о том, как попасть на регулярно появляющиеся новые станции и всевозможные МЦК и БКЛ, под ногами и вовсе никакой информации найти.
На днях глава дептранса Максим Ликсутов заявил, что в этом году на некоторых станциях обновят зашарканную напольную навигацию. Не прошло и десяти лет. Хотя подождите... Кажется, прошло. Их нарисовали в 2014 году. Власти также пообещали сделать новые указатели на всех пересадочных станциях метро и МЦК. Скоро мы сможем оценить, насколько удобными окажутся новые элементы навигации.
Может, вместе с напольной разметкой удастся как-нибудь перекрасить из салатового в зеленый несчастный кружок на «Павелецкой».
А вы хорошо ориентируетесь в метро?
Ранее MSK1.RU рассказывал, какие станции московского метро планируют открыть в ближайшие 10 лет. Мы также писали, когда новые поезда «Москва-2024» могут поехать по зеленой ветке метро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».