Похороны дорожают. За год, по статистике Росстата, в Москве средний чек вырос на 13%. Корреспонденты MSK1.RU выяснили, сколько стоят похороны в столице — с финансовой помощью государства и без нее. Спойлер: даже за «бесплатное» захоронение, скорее всего, придется платить.
Социальные похороны
Организовать социальные похороны может только специализированная служба. В Москве таких 18. Крупнейшая из них — ГБУ «Ритуал», оператор столичных кладбищ, принадлежащий мэрии Москвы.
Услуги при соцпохоронах оказывают по гарантированному перечню. В него входит оформление документов, доставка гроба, обитого тканью, покрывала и тапочки, перевозка тела до кладбища или крематория на катафалке, а также само захоронение в земле либо кремация — в сумме всё стоит не больше 23 тысяч рублей. На могиле покойного в Москве при таких похоронах ставят «регистрационный знак» — табличку с Ф. И. О. и датами рождения и смерти.
Гарантированный перечень — это очень скромный набор, который выбирают в исключительных случаях: как правило, так знакомые, соседи, коллеги хоронят одиноких людей. Хотя формально каждый имеет право на соцпохороны, в Москве по гарантированному перечню можно похоронить только неработающих пенсионеров, безработных и младенцев, родившихся мертвыми после 22 недель беременности (немного больше пяти месяцев).
— Нужно понимать, что как таковых бесплатных похорон не бывает. Всегда есть дополнительные услуги, — объяснил владелец сети похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов.
Член комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела Национального совета при президенте Антон Авдеев уточнил, что цены на них могут задирать в 5–10 раз, чтобы погасить издержки.
Обычно люди выбирают социальное пособие на погребение — денежную компенсацию самостоятельных расходов на похороны. В Москве к стандартной федеральной выплате — 8370 рублям 20 копейкам добавляют деньги из городского бюджета. В итоге размер пособия на погребение в столице — 22 953 рубля 20 копеек, то есть он равен стоимости услуг по гарантированному перечню.
Важно, что получить от государства можно что-то одно: либо организацию соцпохорон, либо пособие на погребение.
Погребение и кремация
По закону место для захоронения на открытом кладбище дают бесплатно. Но за копку могилы всё-таки придется заплатить.
— Здесь вопрос в навязывании допуслуг. Иногда агрессивном, иногда пассивном. Например, предлагают украсить могилку елочками или сделать драпировку тканью. У нас [в «Журавлях»] базовое погребение — просто выкопали и закопали могилу — стоит 9900 рублей, — объяснил Болтунов.
В Москве также можно оформить участок под семейное захоронение, заранее поучаствовав в электронном аукционе или предъявив свидетельство о смерти — без торгов. Второй вариант обойдется дороже. Например, на Троекуровском, престижном закрытом кладбище, на продажу без торгов выставлен участок за 7 миллионов рублей.
— Юридически место выделяют бесплатно, — добавил владелец «Журавлей». — Человек покупает приоритетное право на выбор участка, а не землю. По аналогии с недвижимостью: есть свидетельство на собственность, а есть переуступка права аренды.
По данным Росстата, средняя цена похорон в Москве — около 82 тысяч рублей. В среднем копка могилы стоит больше 20 тысяч рублей, кремация — примерно 38 тысяч.
Как пишет телеграм-канал «Похоронный траст», многие столичные ритуальные организации на самом деле зарегистрированы в Подмосковье — их показатели учитывают в статистике Московской области. Поэтому оценить реальную среднюю стоимость похорон в Москве трудно.
— Предела не существует. Как говорил основатель Новосибирского крематория Борис Якушин, «выше только небо». Расходы на нормальные похороны включают в себя траурный кортеж, людей, аккуратно и красиво несущих гроб, похоронную атрибутику, которую не стыдно показать, поминки, — уточнил Авдеев.
По данным ритуальщиков, наиболее дешевый вариант похорон в Москве — это кремация.
— Стандартный набор товаров и услуг для кремации в нашей компании стоит 50 тысяч рублей. Туда включено: оформление всех документов, самый-самый бюджетный гроб, обитый тканью, забор тела из морга, — уточнил Болтунов. — В этом случае нет отдельных церемоний прощания в больших траурных залах, нет отпеваний в церкви. Мы говорим о простом пятиминутном прощании в морге. Попрощались — гроб уехал в крематорий. Без всякой срочности, без дополнительных опций выдается урна с полным пакетом документов.
Что касается урны для праха, то она может стоить 10 тысяч, а может и 580 тысяч рублей. Также эксперты напоминают, что неотъемлемая часть похорон — подготовка тела к погребению, которая проходит в морге.
— Умерший человек должен выглядеть как минимум прилично. Приходя в морг, мы платим за подготовку тела от 15–16 до 50, а то и 70 тысяч рублей, зависит от состояния покойного. Но медики (неважно, кто это: медсёстры, врачи, заведующие отделениями) не должны и копейки получать от того, что кто-то умер. А у них премии с покойников, — считает Авдеев.
Подзахоронение
Если на кладбище уже погребен член семьи, рядом можно похоронить родственника. Это важно: подзахоронить, допустим, близкого друга не получится.
Умершего похоронят на свободном месте рядом с могилой или в ней же. Но во втором случае есть ограничение: в Москве, по общему правилу, это возможно только спустя 15 лет после предыдущего захоронения.
— Нужно предоставить паспорт захоронения, где указан ответственный за него, свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство. Например, свидетельство о браке, — описывает порядок Болтунов.
При подзахоронении, уточнил он, путей для навязывания услуг больше:
— Место неновое — скорее всего, там уже установлены надмогильные сооружения: памятники, ограды, цоколи. За их демонтаж либо сохранение настоятельно рекомендуют дополнительно заплатить наличными. На более «прогрессивных» кладбищах можно оплатить картой «благоустройство захоронения» какому-нибудь ИП.
По словам Болтунова, есть и более «неприятные схемы». К примеру, кладбищенский мастер может заявить: для гроба места мало, а вот для урны — в самый раз.
— Многие семьи по религиозным соображениям не хотят проводить кремацию. Естественно, они задают вопрос: «А как же всё-таки похоронить в гробу?» Тогда мастера просят наличные за «закрытые глаза». Самая большая сумма, с которой я сталкивался, — 500 тысяч рублей. Это мерзкая схема развода, потому что никаких сложностей для подзахоронения, как мы понимаем, нет.
«Крышка гроба громыхала»
В октябре семья москвички Виктории Дайнеко похоронила дедушку.
— Он не родной: бабушка вышла за него замуж, когда ей было 60 лет. Мы с мужем — внуком бабушки — хоронили вдвоем: ее дети отказались участвовать во всём, что касалось деда. У него больше никого не было, — рассказывает Виктория. — Дедушку, согласно его последней воле, решили кремировать.
Виктория оформила социальные похороны. Также она заключила договор на оказание дополнительных услуг в ГБУ «Ритуал». Сначала там предложили «эконом-вариант» — за более чем 120 тысяч рублей. Сбить цену удалось только из-за оформления соцпохорон.
В договоре были указаны: защелка на гроб, крест, венок, сопровождение бригады четырех рабочих и «комплекс услуг № 1 по организации процесса похорон». Всё это стоило 30 775 рублей.
Был и отдельный договор услуг по кремации на 7013 рублей. Он включал гравировку на урне для праха и ее запайку, перенос гроба, церемонию прощания в ритуальном зале.
Однако, как вспоминает Виктория, на прощании всё пошло не по плану.
— Комплекс услуг № 1 — это работа похоронного агента, которая ничем не помогла, а только деньги накрутила, чуть не сорвав похороны, — рассказала девушка. — По правилам безопасности для переноса и перевозки гроба обязательно нужна защелка, но агент не заказала ее со склада. В морге мы не обратили внимания. Я заметила это в машине: когда мы ехали в крематорий, крышка гроба громыхала.
По словам Виктории, не было и венка с крестом, за которые она отдала 6600 рублей:
— Мужчина, который был старшим в ритуальной машине, пожалел меня и откуда-то принес всё. Говорит: «Не расстраивайтесь, она [похоронный агент] новенькая. Я сам договорился». Но и он, и сотрудник прощального зала в крематории всё просили денег. Их не просили только на выдаче урны.
Виктория добавила, что спустя месяц после похорон ей позвонили «проверяющие» из ГБУ, чтобы получить отзыв о своей работе.
— Я рассказала всё как есть. Сказали, что разберутся. Подавать жалобу [на работу агента] я не стала.
Несколькими месяцами ранее Виктория занималась похоронами и бабушки мужа. Без кремации. Потратила 160 тысяч рублей. Еще 20 тысяч ушло на поминки на десять человек.
— Нас разводили на табличку на крест, которая, как говорили агенты, обязательно нужна. Пришли на кладбище, а она уже есть. Разводили на защелки, потому что «гвоздями никто уже сто лет крышку не прибивает». Но они сломались сразу же. И мы 40 минут ждали на морозе служащего кладбища с молотком и гвоздями, — делится Виктория.
Кроме того, по словам девушки, ее семью убедили поставить на могиле деревянный крест на год.
— «Перед установкой памятника крест нужно сжечь — так положено. А с металлическим вы намучаетесь: он долго гниет, убирать его нельзя», — вспоминает она слова агента. — Мы сказали, что подзахоранивать будем к родственникам. Он сказал, что крест всё равно нужен. Бабули [дочери бабушки] сразу поплыли. Нужен так нужен.
Несмотря на всё, Виктория считает, что в Москве «можно и бесплатно похоронить, особенно пенсионера».
— Просто нужны настойчивость и холодный подход. А как понимаете, времени на это особо нет. Да и людям в трауре кажется, что их понимают, что им сочувствуют и хотят помочь.
Ранее мы рассказывали, кто из знаменитостей похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».