Город проблема «За день сравняли с землей». Москвичи полгода боролись за свои гаражи — разбираемся, законно ли их снесли

«За день сравняли с землей». Москвичи полгода боролись за свои гаражи — разбираемся, законно ли их снесли

Жители Свиблово передавали по наследству автобоксы с 1970-х, теперь на этом месте пустырь и мусор

Те, кто добровольно не подписал согласие на снос, так и не получили компенсации

Квадратные метры земли в Москве — на вес золота, и неудивительно, что с каждым годом в столице всё больше уплотняется жилая и нежилая застройка. Из-за этого в городе уже снесли тысячи гаражей, чтобы на их месте возвести многоуровневые парковки или многоэтажные дома.

Жители Свиблово год назад узнали, что у властей есть планы на территорию гаражного кооператива. Месяцами они обивали пороги ведомств, жаловались и боролись, но всё напрасно — сейчас на месте гаражей уже даже не руины, а пустырь. При этом собственники снос считают незаконным и по-прежнему пытаются добиться справедливости. Историю противостояния местных жителей и властей MSK1.RU рассказала читательница Светлана, а мы постарались разобраться, кто прав.

«Откажитесь от гаражей»

Гаражи на улице Уржумская в районе Свиблово начали строиться еще в 1970-х годах. С тех пор там хранили машины и личные вещи местные жители — многие из них ветераны фронта и труда, у некоторых многодетные семьи или инвалидность. Власти не раз давали разрешение на расширение гаражей, тем самым, по мнению жителей, подтверждая законность построек.

Мы жили, ни о чём не подозревая, не нарушали закон, ничего самовольно не пристраивали, платили по счетам.

— Ничто не предвещало беды, когда в апреле прошлого года мы узнали, что гаражи планируют снести, — вспоминает Светлана. — Об этом, собрав нас, собственников, сообщил председатель автостоянки. Сказал, чтобы мы пришли в управу, где нам выдадут бланки заявлений, которые нужно добровольно заполнить, чтобы после сноса мы получили компенсации.

Бланк, который нужно было заполнить собственникам

При этом на вопросы местных жителей о том, что планируется построить на месте гаражей, у властей не было ответов.

— Нам не показали никаких планов. Не было даже распоряжения компетентных органов, только от градостроительно-земельной инспекции, а она такие решения не принимает, — отмечает Светлана. — Мы не понимали, почему должны отказываться от своего имущества, не зная даже, насколько законные это требования, что на этом месте вообще будет. Выделили 35 млн из госбюджета, непонятно на что. Если бы нам показали проект, мы бы уже рассматривали вариант с компенсацией.

Капитальные или нет?

— Мы, конечно, ничего не подписали, — продолжает Светлана. — Всю весну нам постоянно звонили из управы, говорили, что буквально сегодня-завтра последние дни, когда можно подать согласие на снос и получение компенсации. Некоторые пошли подписывать заявления, чтобы им хоть что-то заплатили, но мы продолжали протестовать, пытаясь получить от разных инстанций проект благоустройства, запланированного на нашей территории.

В то же время уже в конце мая 2023-го к гаражам приехала техника, чтобы начать демонтаж построек тех, кто подписал заявления в управе. Другие гаражи в тот момент не трогали, но продолжали убеждать жильцов поставить подпись.

— Дело в том, что гаражи наши — не только из профнастила и металла, там есть и бетонные постройки, а сами гаражи стоят на едином бетонном основании.

Всё это делает гаражи капитальными постройками, а это уже совсем другое дело. Их можно снести только по решению суда.

Факт наличия бетонных построек подтверждается актом обследования автостоянки от 2022 года, где указано, что 90 гаражей — металлические, а 3 — бетонные.

— Даже в смысле компенсаций по закону за бетонные полагается больше. 175 тысяч рублей — за металлические гаражи, 350 — за бетонные, — добавляет Светлана. — При этом когда владельцы бетонных гаражей пришли за компенсациями, им показали документ, по которому на территории якобы есть только металлические постройки, и предложили компенсацию в 175 тысяч.

День сноса

До осени местные жители верили, что им удастся добиться отмены решения властей. Тогда гаражи тех, кто подписал заявление, уже снесли, осталось только 8 построек. Их владельцы подавали заявления в свободной форме в управу, в которых писали, что готовы на снос, если им предоставят все требуемые документы и планы. Их заявления не принимали.

— И вот в конце сентября приехала техника с полицейской машиной во главе, без каких-либо объяснений, документов, — вспоминает Светлана. — Никто не представился. Нас отогнали в сторону и начали сносить оставшиеся гаражи. Одной женщине стало плохо, ей вызвали скорую.

Процесс сноса

Мы не делали ничего противоправного, но отношение полицейских и рабочих просто поражало.

Гаражи сравняли с землей. Строительный мусор утрамбовали, засыпав погреба, так образовался пустырь. Зимой сюда, по словам Светланы, свозили грязный снег со всего района, и до сих пор непонятно, что будет на месте снесенных гаражей. При этом несогласные владельцы до сих пор не получили даже положенные минимальные компенсации.

— Гаражи снесли как самострой, хотя таковыми могут капитальные постройки признать только через суд, — убеждена Светлана.

Мнение юриста

Чтобы выяснить, законны ли действия властей, и разобраться в формальных деталях истории, корреспондент MSK1.RU обратилась к Юрию Нетребе, юристу в сфере ЖКХ, члену коллегии адвокатов «Арбат» и руководителю практики судебной защиты.

— Для начала давайте выясним, что такое капитальная постройка по закону, — предложил эксперт. — Согласно букве закона, капитальным считается сооружение (любое — будь то жилое здание или гараж), которое неразрывно связано с землей и не может быть перемещено без несоразмерного ущерба для этого сооружения. Капитальным гараж или любое другое здание может признать специальная экспертная организация.

То есть, одного факта, что гараж построен из бетона, недостаточно, чтобы считать его капитальным

Что касается ситуации, описанной нашей читательницей, эксперт объяснил, как дело обстоит на самом деле.

— У местных жителей, чьи гаражи снесли, права собственности ни на землю, ни на сами постройки не были оформлены, не были зарегистрированы в Росреестре. Судя по документам, в 70-х годах этот участок действительно был отведен государством для строительства автостоянки, но речи о капитальных постройках не шло. Земля, на которой стояли снесенные гаражи, была в аренде, ее собственником является государство. Теперь власти решили распорядиться землей по своему усмотрению, это правомерное решение.

По сути, компенсации, которые получили жители, это цена ресурсов, затраченных на строительство гаражей, а сами здания, как и территория, не являлись собственностью людей. То что на арендной земле были возведены бетонные здания (капитальными их можно было бы назвать только после соответствующего решения экспертной организации), это было, по сути, на страх и риск тех, кто бетонные гаражи построил. Они должны были понимать, что земля предоставлена для временных строений.

Мы также выяснили у юриста, что могли бы сделать жильцы, чтобы избежать ситуации, в которой они оказались.

— Когда в России был принят Земельный кодекс, с 2003 года, людям надо было оформить земельные отношения, — пояснил Юрий Нетреба. — Если они оформили бы право собственности на землю, зарегистрировали бы на ней капитальные постройки (бетонные гаражи), платили бы налоги, то, конечно, просто так взять и снести их гаражи уже не смогли бы. При этом, конечно, надо было озаботиться, чтобы земля была обязательно выделена именно под капитальные, не временные постройки.

Корреспондент MSK1.RU направила редакционные запросы в управу района Свиблово и префектуру СВАО, где описала ситуацию и уточнила, получат ли бунтовавшие местные жители компенсации. На момент публикации ответов мы пока не получили.

Ранее мы рассказывали о другой проблеме жителей Свиблово — в их домах незаконно сменили управляющую компанию через фейковое собрание жильцов. Читайте также в отдельном сюжете о проблемах московской программы реновации.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем