Сталинские высотки — один из главных символов архитектуры советской Москвы. Семь огромных зданий возвышаются над городом, впечатляя масштабами даже сейчас. MSK1.RU решил рассказать о прошлом и настоящем этих исполинов.
Мы уже писали об истории строительства гостиницы «Украина», высотки на Котельнической, главного здания МГУ, здания МИД и жилого дома на Кудринской площади. На этот раз разберемся, как и кем возводился дом у Красных ворот, как он выглядит изнутри и что там происходит сейчас.
Высотка на месте храма и дома Лермонтова
После Великой Отечественной войны советское правительство загорелось идеей строительства московских небоскребов. В 1947 году Иосиф Сталин подписал соответствующее постановление, в котором были приблизительно указаны территории для возведения высоток. Согласно постановлению, «у Красных ворот на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание. Строительство объекта осуществляло Министерство путей сообщения.
Для здания выбрали территорию на Лермонтовской площади, где до 1927 года стояли знаменитые Красные Ворота — триумфальная арка, возведенная в честь победы русской армии в Полтавской битве. Памятник демонтировали еще в 1920-х годах, разобрали и стоявший поблизости храм Трех Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова. В конце 1930-х был разрушен дом, в котором родился поэт. Позже в 1964 году на высотном здании установили мемориальную доску, напоминающую о некогда существовавшем на этом месте здании.
Во время проектирования и строительства архитекторы столкнулись с теми же сложностями, что и при возведении других сталинских высоток — в советское время не хватало ни техники, ни технологий, чтобы воплощать такие масштабные проекты. При этом амбиции были велики: на первом этаже высотки на площади Красных Ворот решили разместить вестибюль одноименной станции метро. На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках.
Сложность заключалась в характере местных грунтов, насыщенных водой на глубине 16 метров ниже подошвы фундамента, где как раз следовало построить поворотный вестибюль метро. Воду можно было откачать, но на это ушло бы дополнительно 1,5 года. Советское руководство торопило работников, и грунты решили замораживать для проведения строительных работ. По колонкам, объединенным в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении нескольких месяцев 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта.
Когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться, но архитекторы это рассчитали заранее: высотку строили с обратным наклоном, поэтому в итоге здание приняло правильную вертикальную позицию. В 1953 году правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию.
Дом у Красных Ворот изнутри и снаружи
Здание вместе со шпилем получилось высотой 138 метров. Состоит оно из центрального 24-этажного административного корпуса и двух боковых жилых крыльев с этажностью от 11 до 15. Внешние стены небоскреба облицованы натуральным известняком, а первые этажи — красным гранитом. Интерьеры здания скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовали нержавеющую сталь, дорогих материалов или живописных панно здесь нет.
В центральном корпусе со стороны двора находились зал собраний и выставочный зал (сейчас на этом месте расположен ресторан «Лермонтов»). По периметру подвала был создан тоннель с въездом со стороны Красноворотского проезда, предназначенный для грузового автотранспорта, обслуживающего высотку. Есть даже проход из подвала здания в поворотный вестибюль метро, так что жильцы могли оказаться в подземке, минуя основной вестибюль.
Первоначально здание строили для нужд Министерства путей сообщения. Но к 1951 году, когда работы завершились, существовало новое союзное ведомство — Минтрансстрой, которое и получило офисы в центральном корпусе высотки.
В боковых корпусах разместились состоятельные партийные горожане. В разное время здесь жили архитектор Алексей Душкин, академик Мстислав Келдыш, актер Борис Чирков, актриса Наталья Гундарева, известный хирург Сергей Юдин, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов, кинооператор Анатолий Головня, писатель Егор Радов и несколько советских министров.
В жилых корпусах во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов и мусоропроводы. Помимо традиционной вентиляции, в доме работала централизованная система кондиционирования, а также продвинутая система пылеудаления.
Что сейчас в здании и сколько стоит там жилье
Центральное высотное здание сейчас разделено на офисы, которые занимают административные и профсоюзные организации, корпорации, банки. Основной объем башни занимает «Трансстрой». Ранее компания контролировалась холдингом Олега Дерипаски «Базовый элемент», теперь же основным акционером компании является бизнесмен Егор Андреев.
В жилых корпусах, где обустроены 276 квартир: от двух- до пятикомнатных, можно приобрести жилье. Квадратный метр в высотке у Красных Ворот обойдется в среднем в 500 тысяч рублей.
Самая дешевая квартира из тех, что сейчас продаются в доме, обойдется в 37 млн рублей. Это двушка на 8 этаже площадью 68 квадратных метров с «бабушкиным» ремонтом: линолеумом на кухне, старой плиткой и советской мебелью. Тем не менее, предложение востребовано: за квартиру уже внесен залог.
Самое дорогое предложение — трехкомнатная квартира на 4 этаже площадью 81 квадратный метр. Она обойдется покупателю в 68 млн рублей.
Ранее мы также выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, можете сравнить цены.
Самую оперативную информацию о жизни Москвы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».