Город Как меняют парки Москвы мнение «Учитесь видеть нарушения под ногами». Почему жители Северо-Запада столицы против строительства магистрали

«Учитесь видеть нарушения под ногами». Почему жители Северо-Запада столицы против строительства магистрали

Люди называют новый проект дорогой «без начала и конца»

Визуализация сделана активистами Северо-Запада на основе данных о предполагаемом проекте

Недавно стало известно о строительстве новой магистрали. Она пройдет через несколько районов Москвы — от улицы Свободы по Тушинскому полю, через строгинскую природохраняемую территорию и до улицы Живописной. Постройку этой дороги планируется доверить частному инвестору, который затем несколько десятилетий будет получать гарантированный доход от ее эксплуатации.

Эти планы не вызвали восторга у жителей Северо-Западного административного округа столицы. Чем именно недовольны люди, в своей колонке расскажет строгинка Белла Донникова, которая регулярно пишет о благоустройстве в Строгино.

Концессия — это «уступка, передача, разрешенье, передача права, присвоенье». Означает взаимовыгодную форму государственно-частного бизнеса, при которой государство на какой-то срок отдает свои природные богатства или хозяйственные объекты в эксплуатацию юридическому или физическому лицу.

В местных телеграм-чатах, и на улицах, и во дворах недоумевают граждане, зачем нам эта магистраль и почему ее собираются проложить непременно по особо охраняемой природной территории. Информация об этом появилась на официальном сайте мэра в июле, на странице Москомархитектуры — распоряжение № 1383 от 08.07.2024.

Согласно документу, дорога должна пройти от ул.Свободы (это в Тушино), через бывшее Тушинское лётное поле (а ныне огромнейший жилой массив, постоянно уплотняемый), далее по мосту на территорию Строгино, в природно-исторический парк «Москворецкий» (ООПТ — особо охраняемую природную территорию), далее еще один мост — на Живописную горку, что на улице Живописной (эта горка — примерно такой же символ для северо-западных обитателей, как и Строгинская краснокнижная горка и высокий берег). Далее магистраль теряется где-то на просторах Хорошёво-Мнёвников.

Фото сделано со Строгинского моста. Этот вид будет перечеркнут еще одним мостом — с Щукинского полуострова на Живописную

Возмущенные пользователи интернет-площадок быстро нашли открытый конкурс на право заключения договора концессии, возлагающего на победителя обязательство выполнить проект (и, по всей видимости, рабочую документацию), построить и эксплуатировать автомобильную магистраль. В конкурсной документации описаны подробно условия такого соглашения:

  • обеспечение заявки — 250 000 000,00 рублей (двести пятьдесят миллионов руб.);

  • количество полос — от четырех до шести;

  • стоимость проезда — пока что определена 300 рублей;

  • аренда на 49 лет (соответственно, и получение дохода).

Если вы миллиардер (а такое строительство обойдется в десятки миллиардов) и хотите попробовать себя в дорожном строительстве, то это ваш шанс. Это несложно: подаете заявку, выигрываете, заключаете соглашение. А потом выбираете подходящих проектировщиков и строителей. Ну а они уж там как-нибудь сами, деньги только платите, не забывайте.

Народная мудрость гласит, что пешеходный переход построить несложно — его надо просто взять и нарисовать. Ну а магистраль-то уже нарисована, правда, пока только на карте, но зато участки под нее в ООПТ уже года четыре как обозначены красивым коричневым цветом непосредственно в положении о природно-историческом парке «Москворецкий».

Несмотря на то что сообщения о строительстве магистрали прошли в некоторых СМИ под заголовком «хорошие новости», многие горожане, проживающие в Северо-Западном округе, не очень-то обрадовались. Cеверо-западный административный округ всё еще считается одним из самых благополучных с точки зрения окружающей среды: обилие парков, зелень во дворах, относительно чистая Москва-река с заливами, удачная роза ветров. Люди стремятся поселиться здесь, и потому жилье стоит здесь несколько дороже, чем в районах, традиционно ассоциирующихся с промышленным югом и юго-востоком.

Среди городских парков Северо-Западного округа есть уникальные территории, особенно важные для жизни города: это природная территория, полукольцом охватывающая Строгино по берегу основного русла и Строгинских заливов, и парк Покровское-Стрешнево.

Строгино вошло в состав Москвы в 1960-м, но город вытеснил деревенское неспешное существование лишь через двадцать лет. Сюда переселяли очередников из центра столицы, давали долгожданные квартиры ветеранам Великой Отечественной. Но удивительно — «переселенцы» не ощущали себя оккупантами, они приняли и полюбили свою новую землю — и старались, как могли, сберечь и украсить ее. Немалое количество деревьев здесь посажено руками самих жителей, в том числе и ветеранов — в память о не вернувшихся с войны боевых товарищах.

Вид на Строгино, 1992 г.

С годами из этих посадок сформировалась устойчивая экосистема, и в конце 1998 года зеленые территории Строгино были признаны уникальными природными объектами: постановлением правительства Москвы их включили в состав созданных тогда ООПТ. В Красную книгу Москвы включены десятки видов редких растений, животных и птиц, обитающих в Строгино.

Казалось бы, можно жить да радоваться, да растить детей, твердо зная, что твой любимый район надежно защищен природоохранным законодательством. Однако территория понравилась не только жителям, но и правительству Москвы, которое решило украсить местность по-своему, то есть мостами и дорогами. Как ни странно, жители почему-то этот порыв не оценили и принялись доказывать, что им таких украшений не нужно. Тогда власти предприняли попытку продемонстрировать непосредственно на местности, что всякие там мелкие капитальные постройки парку только на пользу. Да и не только мелкие.

Начавшееся при Юрии Лужкове освоение территории при его преемнике не только не прекратилось, но и приняло более уверенный, системный характер. Строгинцы, правда, сомневаются, можно ли считать это освоение законным, поскольку нарушение почвенного покрова и проведение каких-либо строительных работ в пределах ООПТ допускается только в случаях крайней необходимости.

«Да, конечно, — мысленно кивали чиновники, — вам ведь жизненно необходимы спортивные объекты, зоны рекреации и особенно рестораны! Именно здесь, в зеленой зоне. Мы же заботимся о вас!»

Так на берегу Большого Строгинского залива появился, а потом и здорово расползся вширь некий «Берёзы-парк»: скейт-парк, спортплощадки и, конечно же, причалы, несмотря на то что статус природоохранной территории исключает развлекательный водный транспорт, а в русле реки запрещен водный спорт по соображениям безопасности.

Но самое главное — там появился и ресторан, который щедро делится по вечерам громкой музыкой со всеми желающими, даже если они совершенно этого не желают. «А людям нравится!» — под эту фразу появилась вскоре и на берегу Малого Строгинского залива небольшая столовая для спортсменов, для простоты именуемая рестораном «Берег». Строение, конечно же, некапитальное, хотя и имеющее свой фундамент и необходимые коммуникации, а уж громкой музыкой оно по традиции тоже делится со всеми довольно щедро.

Справедливости ради — водный спорт, в дополнение к которому и были придуманы рестораны и прочая инфраструктура, действительно важен, он полезен, он приносит радость многим взрослым и детям. Вопрос только в том, как бы теперь умудриться совместить интересы природы — и бизнеса, сторонников уединенных прогулок — и приверженцев урбанистического образа жизни.

Споры о необходимости подхода к кромке воды для всех граждан, о вреде катеров, катающих воднолыжников и лихой волной размывающих песчаные берега реки, продолжались бы и дальше, если бы не пришествие благоустройства в парковую зону Строгино (впрочем, как и во всю остальную Москву).

Но благоустройство — оно сегодня есть, завтра его нет, потом опять есть. Нестабильно как-то. И потом, кто-то против, а кто-то ведь и за него. А зачем так раскалывать общество? И вот тут-то и пригодилась та давняя дивная идея про магистраль с мостами.

Расчет оказался верен: москвичи стали объединяться! Оказалось, что у разных районов — Строгино, Тушино, Покровское-Стрешнево, Щукино, Хорошёво-Мнёвники, Крылатское — полно общих интересов. А еще и Битца, и Митино, и река Синичка, и усадьба Узкое, и Очаково, и Сокол, и Сокольники, и Лосиный остров… не буду перечислять дальше, чтобы не утомлять.

«Караул! Свистать всех наверх!» — и вот уже районы меж собой обсуждают, что делать, куда бежать, где искать здравый смысл. Суть даже не в том, что магистраль решено отдать в частные руки и сделать платной, а в том, что она нисколько не решит транспортную проблему, зато ухудшит жизнь москвичей весьма существенно. Полетели обращения в департаменты, появились подписные листы против этого придорожного счастья.

На встречу с депутатом собрались жители нескольких районов Северо-Запада

31 июля 2024-го в Строгинской пойме, совершенно убитой благоустроителями (кто видел — тот поймет), сотни неравнодушных строгинцев, щукинцев и тушинцев встретились с депутатом Госдумы Денисом Парфёновым, чтобы выразить свое категорическое несогласие с планами по строительству магистрали в парке «Москворецкий».

Чувствовалось, что все пришедшие полны решимости: слово «строительство», когда речь о природной территории, вызывает немедленное и справедливое возмущение.С каждой минутой количество людей увеличивалось, за полчаса набралось около двухсот человек, а может и больше. Молодёжь, пенсионеры, родители с детьми всех возрастов, собачники, спортсмены. Как говорится, пришел и стар и млад.

«Где можно подпись оставить против строительства магистрали?» — спрашивали вновь прибывшие, а активисты только и успевали доставать новые подписные листы.

«Сегодня мы с вами собрались, к сожалению, по не самому приятному поводу, — обратился к жителям депутат Госдумы Денис Парфёнов. — Поступила информация, что планируется к реализации градостроительная затея правительства Москвы, связанная с посягательством на природную территорию. В очередной раз мы видим, что предложен проект, который не обсуждался с жителями. В свое время под предлогом ковидных ограничений были отменены публичные слушания, москвичей перестали собирать очно, обсуждения стали проводить в электронном формате. Доверять таким результатам — это, извините, себя не уважать…»

По мнению Парфёнова, нынешняя политика городских властей нарушает базовый принцип управления: сегодня недовольные жители фактически лишены возможности высказать свое мнение по поводу происходящего. Чиновники принимают решения без учета мнения граждан, и в результате создаются «точки социальной напряженности и общественного недовольства». Строительство магистрали из Тушино и до Живописной — как раз такой случай, уверен депутат.

Коротко обозначив свою солидарную с недовольными жителями СЗАО позицию, Парфёнов пригласил к микрофону следующего спикера — муниципального депутата, экс-главу муниципального округа Щукино Андрея Гребенника.

«Что именно правительство Москвы собирается решить при помощи этой магистрали? — задал он собравшимся риторический вопрос. — Да, наметки этой дороги есть в генеральном плане города Москвы, и когда я обсуждал эту тему с главным архитектором Москвы, он мне сказал, что рисует дорогу вынужденно, но построить ее невозможно потому, что тут охранные статусы, береговая линия, особо охраняемая природная территория».

Получается, тогда нарисовали «формально», а сегодня хотят строить по-настоящему, несмотря на законы.

По словам Андрея Гребенника, первое, что не учтено при «провозглашении этой идеи» — это норма закона о том, что статус особо охраняемой территории всегда должен учитываться. Второе — согласно части 3 статьи 21 Закона г. Москвы, «в особо охраняемых природных территориях природно-исторические парки создаются с целью сохранения природного комплекса, памятников истории и культуры; использование территории допускается в культурно-просветительских, рекреационных и физкультурно-оздоровительных целях».

«Самое главное — на особо охраняемых природных территориях не допускаются искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта, — добавил спикер. — Законодатель специально предусмотрел всё, чтобы эту дорогу нельзя было тут построить. То есть закон четко гласит, что магистралям здесь не место. Мы сейчас находимся на той стадии, когда наша протестная деятельность, наша активная позиция может переломить ситуацию».

«Нет мосту! Нет мосту!» — начали скандировать девушки в первых рядах слушателей, их поддержало еще несколько голосов. Народ зааплодировал, довольно закивал.

Желающих высказаться оказалось немало.

«Читайте законы, смотрите нормы, учитесь видеть нарушения под ногами. «Нежнейший союз строителей и чиновников», — процитировал одного из предыдущих выступающих строгинец Александр Жаров, — разбить сможет только равная ему сила. Я всех призываю к выражению сопротивления законными методами».

Не остались в стороне и жители Щукино. Особенно ярко выступил Игорь Худосовцев, представлявший интересы проживающих в ЖК «Алые паруса».

«Этой дороги здесь быть не должно! — он говорил взволнованно, и это передавалось слушателям. — Предполагаемый мост будет обладать пропускной способностью порядка 48 тысяч машин каждый день. Получается, мы будем жить в двухстах метрах от этой «радости». Тысячи жителей «Алых парусов» разъярены!»

— Чтобы вам спалось крепче, я еще про финансовую составляющую вам расскажу, — вошел в раж житель «Парусов». — Во-первых, мы с вами заплатим за эту дорогу два миллиарда из налогов. Во-вторых, если вдруг у инвестора будет недостаточно высокий доход, то из средств бюджета ему будут регулярно доплачивать.

Самое главное, по мнению многих ораторов, это то, что магистраль с мостами совершенно не решит транспортную проблему: она начинается в «узком месте» и завершается таким же «узким местом». Да, экономия составит порядка 10, а может, и 15 минут, но что такое четверть часа, существенная для тех, кто едет, по сравнению с теми 24 часами в сутки для тех, кому придется жить рядом с магистралью?

И речь не только о домах старых, но и о новых, еще строящихся, где покупателям продают уже квадратные метры, «забывая» сказать, что их ждет потрясающий вид из окна на современную многополосную магистраль.

Тем, кто задумал эту стройку, совершенно неинтересно, как будут водить своих детей в школу жители Живописной. Им неважно, что магистраль «съест» и без того крохотную природную зону по краю Тушинского поля. Они не знают, что Живописная горка, она же Лысая гора на берегу Москвы-реки, это знаковое место, это символ для окрестных жителей.

Их не волнует, что в одну точку, да на изгибе реки, сойдутся аж три автомобильных моста, и это близ стратегического объекта — шлюзов Канала им. Москвы! Ну а уж давние захоронения радиоактивных отходов близ Курчатовского института и подавно не беспокоят тех, кто считает возможным их разрыть.

А вот жителей Северо-Запада Москвы почему-то всё это беспокоит. И даже пешеходный мост, который станет четвертым в этой славной «могучей кучке» мостов, их тоже беспокоит. Не помогает жителям ни пустырник, ни валерьянка, всё беспокоятся и беспокоятся... Может, поможет отмена проекта? Ведь на свете, как известно, нет ничего невозможного, и если удалось придумать столь нелепый проект, то, быть может, удастся его и отменить?

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE20
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
ТОП 5
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Мнение
Снова чудят и пугают зрителей? Почему стоит посмотреть фильм «Виды доброты» с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Рекомендуем