Вездесущий смрад от залитых фекалиями полей, полчища мух и разбитые дороги — в таких реалиях существуют жители сразу нескольких деревень и сел Подмосковья, уставшие бороться с крупнейшим в России и Европе производителем молока.
По словам селян, сотрудники агрохолдинга регулярно сваливают отходы производства в непосредственной близости к населенным пунктам, а также уродуют местные проезды. При этом на все свои жалобы люди получают одни отписки, в которых чиновники говорят, что поля принадлежат фирме. Поэтому, как говорят госслужащие, она может выливать на них тонны фекалий, да и вообще это якобы полезно для почвы. В самой «ЭкоНиве» ситуацию никак не комментируют.
Совхоз развалился — жизнь кончилась
Как MSK1.RU рассказывал ранее, животноводческий комплекс «ЭкоНивы» находится на территории городского округа Ступино Московской области. И если на самом предприятии все чисто, стерильно и красиво, то за его пределами, по словам местных жителей, все не так радужно.
Вокруг «ЭкоНивы» расположены несколько небольших населенных пунктов — деревни Бурцево, Матюково, Кочкорево и другие. На въезде в село Бортниково стоит Преображенская церковь, за которой, по словам местных, следит отец Павел. Но, честно говоря, выглядит она заброшенной.
Сразу за церковью у небольшого домика тусклый ноябрьский день с сигаретами в руках коротают двое мужчин.
— Здесь раньше все для жизни было, — рассказал один из них. — И медпункт, и библиотека, и магазин. Но все закрылось. Сейчас два раза в неделю по расписанию приезжает «ГАЗель» с продуктами. Раньше тут людей много жило, а сейчас все разъехались. Рядом есть СНТ — это дачи для жителей Ступино. Дорогу тут не могут сделать уже сто лет. Она, наверное, по документам уже асфальтированная. А на деле плиты, которые сами же клали.
Как утверждают местные, за 20 лет постоянное население Бортниково по самым скромным прикидкам сократилось на 70%.
— Видеонаблюдение сами делали, информационный стенд тоже сами ставили, — говорят местные. — Поставили мы знак «5 километров в час», чтобы приезжие не гоняли. В итоге нас заставили снять, потому что он незаконный. Зашибись, думаем.
Дело в том, что системообразующим предприятием для этих деревень и сел в советские годы был местный совхоз. Там был и коровник, и телятник, и конюшни. Но в 90-х он закрылся и люди начали покидать свои дома.
Мы были уверены, что животноводческий комплекс также стал для сел и деревень системообразующим, но, как выяснилось, почти никто из местных жителей не работает на ферме. Да и вообще ее тут не любят.
— «ЭкоНива» регулярно сбрасывает отходы коровьи — мочу и фекалии, — говорят мужики. — В том году их грузовики многотонные мало того, что раздолбали здесь дороги, так еще обсыпали отходами все вокруг. Запах стоял ужасный, а летом — полчища мух, которые на какашки коровьи летят. Выйти на улицу невозможно летом, а в доме все клейкие ленты в трупах насекомых. В это же время вода испортилась. Как это возможно, если у нас скважины — не понятно. Но больше всего страдают жители Кочкорево, там больше всего сбрасывают отходов.
Вонь от фекалий и полчища мух
Деревня Кочкорево находится еще дальше от «ЭкоНивы», чем Бортниково. При встрече с первым же жителем деревни мы убедились в том, что здесь больше всех остальных не любят животноводческую ферму:
— Вы по поводу «ЭкоНивы»? Журналисты с Москвы? Щас-щас, погодите. Саня! Витька! Где Витька? — начал созывать соседей один из местных жителей.
Если резюмировать все жалобы жителей Кочкорево и других населенных пунктов на «ЭкоНиву», то получится следующая картина: по словам местных, сотрудники животноводческого предприятия регулярно сваливают отходы, преимущественно фекалии коров, в непосредственной близости к жилым массивам. Селяне говорят, что в результате зловонный запах от навоза распространяется по всей округе, из-за чего на улицу выйти невозможно. К тому же на него летят полчища мух, которые не дают покоя людям.
— Еще в советское время здесь провели оросительную систему — арыки прокопали, — сообщил один из селян. — И все это говно течет в арыки, а по ним в пруды. Все фекалии в канавах мелиорации. Они же сейчас все эти поля взяли в аренду на 50 лет. Ну, можно сказать, в собственности в дальнейшем у них это все окажется. Весь прошлый год воняло навозом. Они его сбрасывали и у Бортниково, и у Кочкорево. Напротив храма в Бортниково они вырыли огромные бассейны, куда сливают все это. А зимой, если снег тает, в арыках образовывается красная вода. Почему такой цвет — мы не знаем. Чем там коров кормят — загадка.
Ко всему прочему, местные жители уверяют, что от многотонных грузовиков «ЭкоНивы» страдают и дороги.
— Дорогу от трассы в Кочкорево построили лет 30-40 назад. Она была идеально ровная, — говорит другой мужчина. — Не прям новая, но идеально ровная, не разбитая, где-то с трещинками. После этого, как начала функционировать «ЭкоНива», они начали вывозить по нашей дороге отходы от коров. Вот едет огромный комбайн какой-нибудь с прицепами многотонными. Ну 7800 коров, каждая килограммов по 10 в сутки отходов дает. Это 78 тонн фекалий и мочи. И вот эти тяжелые грузовики раздолбали нам всю дорогу. А когда раздолбали, проложили какие-то шланги широкие и по ним гавно качают. Якобы чтобы не портить дорогу, когда она уже испорчена. И дорогу эту нам никто ремонтировать не хочет, куда бы мы не обращались.
Вместе с одним из жителей Кочкорево мы прокатились к одному из полей, заваленного навозом. Вонь ощущается до самой деревни, хотя поле находится в километре от нее. Прибыв к месту, мы действительно увидели сотни квадратных метров фекалий, вываленных прямо на почву.
Пенсионер одного из специальных силовых подразделений по имени Александр не понимает, как организации с немцем во главе могли отдать все эти земли.
— «ЭкоНива» травит всем. Спускает непосредственно мочу, после этого разливает отходы производства, которые не помещаются у них уже, — сообщил Александр. — На сколько голов было рассчитано? Сначала говорили про 3500 голов. Сейчас больше 8000 голов. Какое отношение немецкая организация имеет к этому всему? Почему наши поля продают немцам? На каком основании? Если все это взять в совокупности, надо разгонять Госдуму, первую голову. Во вторую голову надо сажать всех подряд, кто там находится.
Подтвердил Александр и жалобы остальных селян на мух.
— Я могу вас привезти сейчас домой и показать, сколько у меня мух на втором этаже. Они лезут непонятно откуда, — добавил мужчина. — Здесь знаете, что летом творится? Здесь невозможно не только дышать, просто невозможно открыть окна. Начиная с конца апреля и до сентября. Жаловались, они приезжали и говорили: «Мы построим очистные (сооружения — Прим. Ред.). Не знаю, построили или нет. Но как осталось, так и осталось. Все на том же месте.
Законно ли все это?
Журналисты MSK1.RU направляли запрос в компанию «ЭкоНива» с просьбой прокомментировать жалобы местных жителей и рассказать о процедуре утилизации отходов, однако спустя неделю ответа в редакцию так и не поступило.
Зато местные поделились ответами на жалобы, которые они отправляли в различные инстанции. Минсельхоз Московской области, к примеру, в своем официальном ответе сказал, что жители Кочкорево живут в непосредственной близости к землям сельхозназначения, которые…используются по назначению – удобряются навозом. Чиновники уверяют жителей деревни в том, что залитые фекалиями поля благодаря такому обилию удобрений «расцветут» как никогда.
— Применение технологии внесения органических удобрений в пахотные слои почвы позволяет получать хозяйствам высокие урожаи сельскохозяйственных культур, — написали в официальном ответе жителям деревни.
В администрации Ступинского района жителям деревни также сообщили, что залитые фекалиями поля принадлежат «ЭкоНиве», так что их «дурно пахнущие» работы не противоречат законодательству.
В то же время на самом животноводческом комплексе производят цельное молоко и не только его. Перед тем, как отправиться в близлежащие населенные пункты, мы побывали на ферме и выяснили, почему так подорожало сливочное масло.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».