
Рассказываем, как изменятся улицы у ТПУ «Серп и Молот» после благоустройства
В Москве второй год продолжается благоустройство в Таганском районе у станций метро «Римская» и «Площадь Ильича». В 2024-м там капитально отремонтировали улицу Сергия Радонежского, по которой запустили трамваи. Сейчас же коммунальщики взялись за дороги и сквер у строящегося транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Серп и Молот». Несмотря на то, что сроки завершения стройки переносили уже несколько раз.
Что сейчас происходит у «Серпа и Молота» и кто за это отвечает, в материале MSK1.RU.
Разворотная петля на месте ларьков и новые трамвайные платформы: как изменится территория у ТПУ «Серп и Молот»
Квартал у бывшего завода «Серп и Молот» и одноименной станции вызывал у москвичей противоречивые чувства. С одной стороны, здесь сохранился дух старой Москвы — купеческие дома, здания бывших конюшен и старые заводские здания. С другой, довольно мрачное из-за обилия торговых павильонов, хостелов, табачек и ларьков с шаурмой, которые часто окружают территории у железнодорожных станций.
За последние годы территорию расчистили — снесли двухэтажный ТЦ «Рогожка» и огромный «Гранд Сити» напротив него, а также торговый центр Globus, который еще именовался «Экономным универмагом № 1». На территории последнего быстро выросли новые ларьки, а остальные площадки оградили заборами и начали строить там транспортный узел.
Впрочем, со свежими павильонами на «Римской» быстро справились — участок, где они стояли, тоже обнесли ограждениями. Весь асфальт сняли и сложили в огромные кучи. По другую сторону, где строят ТПУ, оградили сквер у памятника Ленину. Скульптура вождя теперь одиноко стоит на пьедестале посреди деревьев, обшитых досками.

У метро «Римская» сняли асфальт


Так выглядит вестибюль строящегося ТПУ «Серп и Молот»

Сквер у памятника Ленину обнесли металлическими заборами




Как стало известно MSK1.RU, площадь у четвертого выхода со станции метро «Римская» изменят до неузнаваемости. Во-первых, автомобильная дорога вдоль него станет двухполосной и будет расширяться до трех при съезде на улицу Сергия Радонежского. И если раньше здесь довольно хаотично ставили машины, то теперь для автомобилистов сделают парковочные карманы — будет всего 14 мест вместо 32, что раньше.
Во-вторых, в Гжельском переулке построят разворотную петлю. В-третьих, расширят тротуар и оборудуют автобусную остановку. Какие маршруты здесь будут останавливаться, пока загадка. Сам пустырь у метро «Римская» превратят в некий сквер. Но и это еще не все изменения.

У метро «Римская» построят разворотную петлю для автомобилистов и разобьют сквер

В Андроньевском проезде начали ремонтировать тротуары
Изменится и Андроньевский проезд. Здесь планируют построить длинные платформы у музея имени Андрея Рублева. Там будут останавливаться трамваи № 4, 32, 43, а также автобусы № 125 и № 730. Также в Андроньевском проезде расширят тротуары напротив сквера, поэтому с парковочными местами для автомобилей придется попрощаться. Кроме того, менять асфальт будут в Съежинском переулке и ограничат там скорость до 30 км/ч.

У музея имени Андрея Рублева на Андроньевском проезде построят трамвайные платформы
Также департамент капитального ремонта планирует пойти и дальше. Ведомство заказывало проект благоустройства еще нескольких улиц по другую сторону от железнодорожных путей. Чиновники хотят отремонтировать улицу Золоторожский вал, Средний Золоторожский переулок, участки Таможенного и Верхнего Золоторожского переулков. Эти дороги проходят рядом со строящимся жилым комплексом и будущим бизнес-центром.
Вскоре возьмутся и за благоустройство всего шоссе Энтузиастов — MSK1.RU обнаружил контракт и на подготовку этого проекта. Но это еще в будущем, а пока строители облагородят лишь его часть — у здания штаб-квартиры концерна «Моринформсистема-Агат». Здание расположено неподалеку от второго выхода со станции метро «Шоссе Энтузиастов».
На сайте концерна говорится, что он объединяет крупнейших производителей «интегрированных боевых информационных и управляющих систем, радиолокационного и гидроакустического оборудования, систем навигации и связи».
Здесь отремонтируют тротуары и проезжую часть, поменяют павильоны на трамвайных остановках «Проспект Буденного» и перенесут пешеходный переход ближе ко входу в здание.
Напротив штаб-квартиры, на съезде с шоссе Энтузиастов, ограничат скорость до 20 км/ч (сейчас — 40 км/ч) и смонтируют лежачие полицейские. Также рабочие отремонтируют лестницы, парковку у здания организации и еще одну — на улице Уткина.
Кто отвечает за благоустройство
Контракт на благоустройство площадей и улиц у станций метро «Римская» и «Площадь Ильича» разыграл проектный институт «МосжилНИИпроект» — структура департамента капитального ремонта. На работы выделили 843 миллиона рублей. Тендер взяла компания «Строительный трест-12». За свою историю она получала больше всего госзаказов от ГКУ «УКРиС» — другой организации, которой тоже управляет департамент капитального ремонта.

В 2022 году «Строительный трест-12» также благоустраивал Басманный и Красносельский районы, получил контрактов почти на 2 миллиарда рублей и вошел в пятерку главных подрядчиков Москвы.
Владельцем и гендиректором компании является Руслан Итазов из Ингушетии. Прежде у него была строительная компания «Инг-газстрой» в Якутске, а также компания «Русстрой» в Ингушетии. Его фирма, в том числе, занималась ликвидацией мусорной свалки в городе Назрань и поселении Нестеровском. Тогда в отношении нее и еще ряда контор завели уголовные дела, поскольку они завышали цены при подготовке проектов.
В 2023 году Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы подал иск на «Строительный трест-12», которым владеет Итазов. В деле говорится, что эта компания занималась благоустройством на Космодамианской набережной еще в 2021 году и во время этого рабочие повредили корневую систему семи деревьев. Тогда суд постановил взыскать с компании и аффилированного с ней ООО «Лагуна» 1,8 миллиона рублей.
За 2024 год ООО «Строительный трест-12» отчитался о выручке в 3,7 миллиарда рублей и чистой прибыли в 200,3 миллиона рублей.
На благоустройство территории у концерна «Моринформсистема-Агат» на шоссе Энтузиастов потратили еще 20,7 миллиона рублей. Тендер взяла компания «ПартнерСтрой». Ей владеет бизнесмен Акоп Уранян. У него также открыто ИП, основным видом деятельности которого указаны аренда и лизинг строительных машин. В 2024 году выручка «ПартнерСтрой» составила 205,8 миллиона рублей, чистая прибыль — 719 тысяч рублей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там новый iPhone 16 среди подписчиков.