Специалисты Роспотребнадзора выявили и локализовали пять очагов менингита в Подмосковье. Медики осмотрели более 2 тысяч человек, вакцинировали — 806, также 562 назначили химиопрофилактику антибиотиками.
Врачи предприняли экстренные меры после того, как им стало известно о 11 случаях инфекционного менингита у 11 сотрудников склада в Московской области.
Серия соответствующих материалов напомнила читательнице MSK1.RU Елене о ее собственной истории борьбы со смертельным заболеванием. Мы публикуем ее колонку.
«Вы, наверное, плохо кушаете?»
Одним вечером в марте 2017 года у меня разболелась голова. Я приняла таблетку, она помогла, и я легла спать.
Наутро голова разболелась еще сильнее. Боль была режуще-пульсирующей, сосредотачивалась ближе к вискам. Через день к ней добавилась температура — около 37–37,5. От этих симптомов я спасалась «Цитрамоном»: температура и головная боль исчезали часа на 3–4. Затем возвращались.
Поначалу мне казалось, что это просто простуда, потому я не спешила к врачам. Однако спустя неделю терпеть уже было невозможно: боль и температура не исчезали.
Будучи студенткой, я обратилась в университетскую поликлинику. Терапевт сказала, что это простуда, выписала «Эргоферон», полоскания для горла (горло у меня, кстати, не болело) и отправила восвояси. «Эргоферон» я честно пропила, но ни головная боль, ни температура не прошли.
Более того, головная боль усилилась. Потому я пошла на повторный прием. Знакомая мне терапевт развела руками и направила меня к неврологу в той же поликлинике. Слово «менингит» впервые я услышала уже от нее.
«Мне провели «тест на менингит». Суть его свелась к следующему: меня положили на кушетку и загнули голову к груди»
Врач сказала, что при менингите голова, по идее, не загибается туда, куда нужно. Попросили также несколько раз согнуть ноги.
Видимо, конкретно у меня всё загибалось нормально. Невролог развела руками и посоветовала провериться, цитирую, на «модные половые инфекции». Пошушукавшись с терапевтом, в довесок она выписала мне направление на МРТ уже в городскую больницу.
Параллельно со всем этим я сдала общий анализ крови. Из подозрительного: низкий гемоглобин и сильно (в несколько раз) превышенные показатели СОЭ (скорость оседания эритроцитов). Я, само собой, интерпретировать эти данные самостоятельно никак не могла.
В той же университетской поликлинике меня с этими анализами посылали к инфекционисту. Отличная бабулечка лет 80 (90, 100?) долго смотрела на результаты, после чего заявила, что я, наверное, плохо ем и легко одеваюсь.
«Чудеса» платной медицины
В больнице, направление в которую мне выписали, МРТ не оказалось, и у меня снова взяли кровь. Дежурный врач отмахнулся, мол, какой-то воспалительный процесс есть, но ничего серьезного он не видит. Так я снова отправилась восвояси.
Голова к этому моменту болела уже адски. Температура подскакивала до 38,2. Началась светобоязнь, закладывало уши.
Платный терапевт (а какие еще были варианты?) провел мне тот же самый «тест на менингит» на кушетке. Тот снова не дал результатов. Узнав, что у меня закладывает уши, терапевт направила меня к лору в той же клинике.
Лор посмотрел уши и сказал: боли, наверное, неврологические. При этом он же выписал мне курс «лирики» (прегабалин, противоэпилептическое средство. — Прим. ред.). Я ее пропила. И, самом собой, она мне никак не помогла.
Там же я сходила на УЗИ сосудов головного мозга. Там врач сказал, что головная боль, вероятно, от анемии (сниженный гемоглобин). А происходит это почему? Правильно! Потому что я худая и мало ем.
Повторный прием платного терапевта ничего не дал. Та прямо сказала, что не знает, что со мной, и написала мне направление в инфекционное отделение крупной городской больницы.
Полтора месяца в больнице
В приемном отделении я пожаловалась на всё, что у меня болело. Смотрели на меня с большим скепсисом. Брать очень не хотели. Но, к счастью, в итоге смилостивились с тяжелым: «Эх, так и быть, пообследуйтесь недельку».
Утром пришла лечащий врач, выслушала меня и сразу сказала: «Это менингит. Идите на пункцию».
«Меня пугали, что пункция — это адски больно (лежишь на боку, а иглой берут жидкость из спины на анализ). Не скажу. Просто очень странно и неприятно»
В общем, анализ показал менингит.
Лечили меня ударными дозами ацикловира в таблетках. Еще были какие-то капельницы. Кажется, с антибиотиком, но врать не буду — не помню. Глюкозу вот ставили точно.
Головная боль не проходила очень долго. Температура тоже не падала (хотя и сбивалась лекарствами). Через некоторое время мне сделали повторную пункцию.
Улучшения по ее результатам не было. Мне начали ставить какие-то гормональные противовоспалительные препараты. Подключили железо внутривенно (снова низкий гемоглобин). К счастью, до переливания крови не дошло.
Спустя полтора месяца (в инфекционку я поступила в середине апреля) лежания в больнице я оглохла на правое ухо, в глазах возникли черные пятна. Не какие-то «мушки», а прямо пятна — они закрывали большую часть обзора. Со временем это прошло. Врачи объяснили, что это как-то связано с сосудами, но формулировок тут я не помню.
Третья пункция показала улучшение. 9 июня меня выписали из инфекционного отделения и направили в другую больницу — легочную. Там на КТ у меня обнаружили уже плеврит: последствие недолеченной зимой пневмонии (разумеется, я и не знала, что перенесла еще и пневмонию).
Но плеврит — уже другая история. Добавлю только, что на мои жалобы на одышку (не могла даже по телефону поговорить) врачи в «инфекционке» отвечали, что «это у вас от стресса».
«Это очень, очень больно»
Воспаление коры головного мозга — это очень, очень больно. Как будто в голову методично и глубоко тычут ножом. У менингита приличная смертность, а мне, видимо, повезло с возбудителем «неуточненной этиологии» (самые опасные вирусы не обнаружили на анализе). Если бы это был какой-то опасный вирус — то, наверное, всё.
Конечно, я, видимо, допустила типичную «ошибку россиянина». Ни в коем случае нельзя медлить, обнаружив у себя странную, непроходящую головную боль. Если отказываются принимать в больнице — настаивайте, жалуйтесь на все, что чувствуете. Не терпите. Возмущайтесь. Требуйте.
«От менингита умирают. Иногда не умирают, но ловят последствия для организма на всю оставшуюся жизнь»
В моей палате лежала женщина, у нее диагностировали энцефалогерпетический менингит: в общем, вся «солянка».
Женщина едва не умерла. Через несколько дней после поступления ее перевели в реанимацию. Оттуда она вернулась с галлюцинациями (слышала, что ее собирались направить на реабилитацию, как после инсульта).
Пожалуйста, относитесь к своему здоровью максимально серьезно.
MSK1.RU уже рассказывал о вспышке менингита на складе Ozon в Истре. В больнице оказались 26 человек, а одна из зараженных скончалась. Среди госпитализированных есть граждане Белоруссии, сообщили в посольстве страны. Опрошенные нами эксперты называют менингококк самым распространенным и опасным возбудителем заболевания. Они рассказали о главных симптомах и опасностях менингита, а также о том, кто находится в группе риска.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».