В четверг, 11 января, стало известно, что депздрав Москвы обязал установить аудиозаписывающие устройства в кабинеты врачей в районных поликлиниках. Специальные «аудиобейджи» хотят ввести для того, чтобы оценивать качество предоставляемых услуг. Эти устройства будут записывать весь прием, а расшифровывать информацию — искусственный интеллект.
Сегодня приказ депздрава появился в Сети. Мы подробно изучили его и выяснили, что документ касается не только технической стороны дела, но и алгоритма ведения приема. Например, врачу нельзя обращаться к пациенту словами «девушка», «молодой человек» или использовать повелительные наклонения. Рассказываем, что еще интересного мы нашли.
Согласно рекомендациям, в течение каждого приема медик должен быть вежлив, доброжелателен, корректен и участлив к пациенту. Нужно задавать ему уточняющие вопросы и внимательно выслушивать ответы. Но это и так понятно. А вот то, чего делать нельзя:
демонстрировать превосходство, подшучивание и насмешки по отношению к пациенту или родственникам пациента;
критиковать пациента, его родственников, коллег, руководство и прочих;
использовать сложную профессиональную терминологию, подчеркивающую некомпетентность пациента в вопросах медицины.
Также врачам не рекомендуется использовать «обращения, обезличивающие пациента, провоцирующие и деструктивные фразы». Среди примеров — «девушка, женщина», «молодой человек, мужчина», «не получится», «ваша проблема», «невозможно», «нет, нельзя».
Еще врачам не советуют использовать такие негативные слова, как «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!», «Ясно!». Прервать пациента рекомендуют такой фразой:
«Иван Иванович, разрешите вас прервать. Правильно понимаю, что колено болит только во время ходьбы?»
Приветствовать пациента нужно фразами «Добрый день/вечер/утро», «Здравствуйте». Не допускается приветствие фразами: «Да, входите, слушаю»; «Что у вас»; «Здрасьте».
При коммуникации с пациентом медик не должен использовать повелительные наклонения, такие как «сядьте», «встаньте», «разденьтесь». А все свои действия врачам нужно подробно комментировать. Например, «Иван Иванович, сейчас я буду прослушивать ваше дыхание — фонендоскоп может показаться вам холодным».
Отдельной строчкой в приказе прописано, что если прием предусматривает проведение осмотра пациента в отдельном от кабинета помещении, необходимо проговаривать инструкции еще до перемещения к месту осмотра. Пример выглядит следующим образом:
«Сейчас мы с вами пройдем в смотровую, необходимо провести осмотр предстательной железы, для этого вам нужно раздеться до пояса, лечь на кушетку на бок и согнуть ноги к животу, пройдемте».
После того, как пациенту озвучили диагноз, нужно повторно уточнить, понятен ли он. Также важно разъяснить пациенту смысл назначенных исследований, например: «Суточная моча показывает работу ваших почек / после приема вами назначенных препаратов у вас снизится холестерин».
Когда прием завершился, попрощаться с пациентом нужно доброжелательной фразой, как «Всего доброго!» или «До свидания». Не рекомендуется использовать такие формулировки: «Ждем вас снова», «Идите уже», «Пока», «Ну, всё», «Выздоравливайте!», «Не болейте» и тому подобное.
Ранее мы рассказывали, как к нововведению депздрава отнеслись пациенты и врачи. Кто-то воспринял идею положительно, другие, наоборот, с ужасом.
Последние годы эксперты в области здравоохранения всё чаще говорят о «недофинансировании» российской медицины. Мы писали, сколько денег потратят на российскую медицину в 2024 году и как изменится эта отрасль в ближайшие месяцы.
Наши коллеги из NGS24.RU поговорили с молодым врачом Ольгой Заколодней, которая уволилась из поликлиники, проработав чуть больше года. Девушка ушла в никуда, а за свободу от госучреждения Ольга должна заплатить 300 тысяч рублей, потому что училась по целевой программе и должна была отработать не менее трех лет. Но даже эта сумма ее не остановила.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».