MSK1
Погода

Сейчас+22°C

Сейчас в Москве

Погода+22°

ясная погода, без осадков

ощущается как +21

2 м/c,

зап.

758мм 29%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Здоровье Прослушка в больницах проблема «Будут страдать нормальные люди». Врачи — о решении депздрава Москвы записывать приемы на специальные аудиоустройства

«Будут страдать нормальные люди». Врачи — о решении депздрава Москвы записывать приемы на специальные аудиоустройства

Сотрудники больниц и поликлиник опасаются, что это нарушит медицинскую тайну и наложит на них санкции

Поговорили с докторами и узнали, что они думают о записи приемов

В четверг, 11 января, стало известно, что депздрав Москвы обязал установить аудиозаписывающие устройства в кабинеты врачей в районных поликлиниках. Специальные «аудиобейджи» хотят ввести для того, чтобы оценивать качество предоставляемых услуг. Эти устройства будут записывать весь прием, а расшифровывать информацию — искусственный интеллект.

Некоторые врачи переживают, что из-за этого будет нарушена медицинская тайна. Другие считают, что нововведение сможет защитить медиков от клеветы пациентов и нападений. Мы поговорили с несколькими докторами и узнали, что они думают о записи приемов. Публикуем их мнения.

«Будут страдать нормальные люди»

— Я против того, чтобы проводилась запись приема врача и пациента, на это есть несколько причин, — рассказал MSK1.RU врач-диетолог, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук Рустем Садыков. — Прежде всего я считаю, что в сегодняшнем мире нужно исходить из того, что эта запись может попасть во внешнее пространство. То есть туда, где она не должна быть, должна быть защита конфиденциальной информации.

Одно дело, считает Рустем Садыков, что во внешнее пространство может попасть диагноз или какое-то обследование, и совсем другое дело, если эта запись испортит настроение и нарушит равновесие пациента.

— Кроме того, нарушается деликатная связь, которая формируются между пациентом и врачом, — убежден Садыков. — Запись нарушает личное пространство, и когда человек понимает, что его записывают, это на самом деле не способствует доверительным отношениям врача и пациента.

«А иногда есть очень интимные вопросы, которые обсуждаются исключительно между врачом и пациентом и не должны выходить за рамки кабинета»

Медик подчеркнул, что речь идет именно о пациентах, прежде всего больных. И, в-третьих, конечно, бывают и конфликтные ситуации.

— Никто не спорит, действительно, виноваты бывают и врачи, и сами пациенты, — отметил Садыков. — Но на самом деле я уверен, что будут при этом просто страдать нормальные люди, которых большинство. А те конфликтные ситуации, которые возникают, они не разрешатся этой записью.

«Ставит врача в уязвимое положение»

Негативно воспринял идею депздрава и медбрат Михаил Ивашкевич. По его словам, посыл у ведомства хороший, но на практике запись приемов приведет к санкциям в отношении врачей.

— Мы это обсуждали с коллегами, и это очень пугающая новость. Потому что посыл-то хороший у этого нововведения: снизить количество конфликтов пациента и врача и искоренить врачебное хамство. Оно встречается редко, но всё еще встречается. Но это действительно ставит врача в максимально уязвимое положение, — объяснил он.

«У врача и так смешные 12 минут на прием, так еще и тотальный контроль, после которого врач будет обложен санкциями»

Другие медики считают, что запись приемов пойдет на пользу и врачам, и пациентам. Таким образом департамент поможет выстроить правильную коммуникацию между специалистом и человеком, повысить качество медицинской помощи и защитить врачей от нападок.

Лучше выплачивать премию?

Врач-офтальмолог, офтальмохирург с опытом работы более 15 лет Виктор Борзых тоже против такого нововведения. По его словам, создается ощущение, что всех врачей и их прием хотят шаблонизировать, однако это в корне неверно.

— Во-первых, хочется соблюсти анонимность в общении пациента с врачом — чтобы он мог смело с врачом делиться своими проблемами и переживаниями, и, во-вторых, консультация — это всегда индивидуальный процесс. С каким-то пациентом нужно быть построже, может быть даже пожестче, чтобы он, наконец, начал лечение или согласился на операцию. Для его же блага. С кем-то надо помягче — пожалеть, подбодрить. Не хочется терять эту индивидуальность в работе, — пояснил он.

По мнению Борзых, в депздраве, видимо, хотят поднять уровень квалификации врачей поликлиники, а также уровень их вежливости.

— Однако я предлагаю посмотреть на это не «как еще больше зажать и требовать от врачей», а со стороны ведомства организовать обучения, премии и повышения квалификации. Лучше в эту сторону посмотреть.

Повысить коммуникацию

— В целом такая система несет больше плюсов, чем минусов. Главный плюс — можно будет повысить качество медицинских услуг, — считает невролог, автор научных статей Алексей Борисов. — Причем это может пойти на пользу и врачам, потому что бывают ситуации, когда пациент был неправ и вел себя неподобающе, но после он еще и жалуется на врача. А если это всё будет записываться, врачу можно будет доказать свою правоту. Также плюсом является возможная оценка действий врача в тех или иных ситуациях, разобрать которые можно будет на общих планерках.

По словам невролога, это неплохой способ поднять уровень коммуникации между врачом и пациентом, уровнять их права и позволить более точно и честно решать конфликтные ситуации.

— Такие ситуации зависят от кучи нюансов. Лично у меня их практически нет. Но этому способствовала неоднократная учеба по коммуникации, — отметил Борисов. — А минусом является тот факт, что, возможно, будет пристальное и повышенное внимание к каким-то конкретным фразам, которые, возможно, были бы допустимы, но именно на них будут обращать пристальное внимание.

«Многие врачи недовольны таким новшеством. Они считают, что их будут зажимать, а им и так работать трудно»

Также минусом, по мнению Борисова, является необходимость больших финансовых вложений, прежде всего для того, чтобы информация хранилась и была защищена.

— В любом случае этот эксперимент будет внедряться достаточно длинный период времени, потому что есть очень много технических нюансов, которые необходимо выполнить, чтобы всё было как положено, — отметил невролог.

«Мы ничем противозаконным не занимаемся»

Врач-терапевт и кандидат медицинских наук Андрей Кондрахин тоже считает, что внедрение аудиоустройств поможет доказать правоту врача и сократить количество нападений на медиков.


— Не секрет, что в каких-то случаях очень сложно доказать правоту врача. Мы знаем, нападения бывают на врачей. Тут вопрос такой, что дополнительные средства контроля — аудио, видео — это позволяет нейтрализовать те проблемы, которые могут возникнуть в лечебном учреждении, когда врач утверждает одно, а пациент — другое. Это некий третий глаз, — объяснил он.

Кондрахин подчеркнул, что ни больной, ни врач никак не почувствуют, что ведется запись приема: эти устройства не требуют много места. Врачебную тайну они нарушать не будут, потому что медик обычно не озвучивает фамилию пациента, а голос на аудиозаписи преломляется. Чтобы определить человека, придется сопоставлять данные.

«Тем более что мы же ничем противозаконным не занимаемся»

Само нововведение позволит отследить, насколько вежливо врачи общаются с пациентами, и ввести новые нормы коммуникации.

— Это как раз позволит выработать определенный язык общения с пациентом, который позволяет исключить неприятности в будущем. То есть когда пациенты получают информацию и понимают ее неправильно, а на самом деле врач ничего такого не хотел сказать. И это, конечно, определенный момент навстречу пациенту, для того чтобы медицина развернулась и была более понятной, — добавил терапевт.

Напомним, документ столичного депздрава говорит о том, что, согласно «Московскому стандарту поликлиники», приказано «введение аудиоконтроля» амбулаторных приемов врачей во всех поликлиниках, кроме стоматологических.

В приказе указано, что в двух поликлиниках Москвы уже проходил эксперимент по записи приемов у врачей — и его признали успешным. Медики должны вежливо общаться с пациентами, приветствовать их и прощаться, устройства же помогут отслеживать это.

Работаете врачом? Как вы отнеслись к нововведению депздрава?

Это хорошая идея
Записывать приемы пациентов категорически нельзя

Ранее мы рассказывали, как к нововведению депздрава отнеслись пациенты. Как и врачи, кто-то воспринял идею положительно, другие, наоборот, с ужасом.

Последние годы эксперты в области здравоохранения всё чаще говорят о «недофинансировании» российской медицины. Мы писали, сколько денег потратят на российскую медицину в 2024 году и как изменится эта отрасль в ближайшие месяцы.

Наши коллеги из NGS24.RU поговорили с молодым врачом Ольгой Заколодней, которая уволилась из поликлиники, проработав чуть больше года. Девушка ушла в никуда, а за свободу от госучреждения Ольга должна заплатить 300 тысяч рублей, потому что училась по целевой программе и должна была отработать не менее трех лет. Но даже эта сумма ее не остановила.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем