Ежедневно по улицам Москвы с оглушительной сиреной проносятся сотни карет скорой помощи. В такие моменты внутри бригады медиков борются за жизнь пациентов. Работа на скорой — пожалуй, самая сложная во всей медицине: врачам приходится сражаться за жизни тех, кто попал в ДТП, почувствовал боль в груди или оказался ранен.
28 апреля отмечают День работника скорой медицинской помощи. MSK1.RU поговорил с московским фельдшером, инструктором Дмитрием Хромовым о том, как проходят будни тех, кто ежедневно спасает сотни жизней. Далее — его рассказ.
Из колледжа — на массовое ножевое
В свой профессиональный праздник Дмитрий отмечает ровно 21 год, как работает в скорой помощи в Москве. Именно в этот день в 2003 году случилось его первое дежурство. С тех пор, шутит Хромов, он и остался «заложником московской скорой помощи».
Работать на скорой Дмитрий начал еще раньше, когда жил в Калуге. Подростком Хромов думал, что станет поваром. А потом услышал рассказы друга, который учился на медика, и его затянуло.
— Он так красиво рассказывал, как они ходят в больницы, и я подумал, что без работы не останусь — медицинские работники всегда требуются. И в принципе у меня всегда получалось делать какие-то повязки. Тогда и решил попробовать сдать экзамены, — рассказывает фельдшер.
Так Дмитрий попал в медицинский колледж. Еще во время учебы он начал подрабатывать санитаром, а на каникулах буквально жил в машине скорой: работал сутки через сутки, потому что «был азарт». Первый его вызов оказался проверкой на прочность: медики поехали на массовое ножевое ранение.
— Было массовое ножевое ранение в ночном клубе, и главное, я так спокойно их бинтовал — вот что значит молодость! Я бинтую, они там среди крови. Мой доктор говорит: «Этому надо капельницу ставить, этому тоже надо», — вспоминает Хромов. — Хорошо, что у меня уже тогда с капельницами было неплохо. Но тогда не было катетеров — всё делалось на обычных иголках, ездили на «буханках». Слава богу, что стационары были недалеко, поэтому все остались живы. Это была романтика, конечно.
Помочь как можно быстрее
Спустя два года Дмитрий переехал в Москву. Сейчас он работает в бригаде интенсивной терапии на подстанции № 56 Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова. Именно эти бригады приезжают на самые тяжелые вызовы: ДТП, ранения, падения с высоты, боли в груди.
На работу фельдшер приходит в 08:00. Вместе с другими медиками он принимает нужное оборудование, проверяет, чтобы в карете был полный комплект приборов: реанимационные укладки, кислороды, кардиографы, дефибрилляторы. Сегодня машина скорой помощи — это, по сути, «клиника на колесах», в которой есть все, чтобы помочь в самых сложных ситуациях. Сотрудники ждут первый вызов — и вперед, в путь.
На вызовы могут выезжать врач и медсестра, врач и фельдшер, два фельдшера — всё зависит от расписания на подстанции.
— У бригад интенсивной терапии, как правило, есть постоянная машина, постоянный состав водителей и сотрудников. В команде, допустим, 12 человек — ты с каждым из них можешь попасть на смену, — уточняет медик.
В среднем скорые принимают по 13–15 вызовов в день. Чаще всего помощь медиков требуется из-за заболеваний сердечно-сосудистой системы, травм, ДТП, нарушений чувствительности.
— Есть вызовы экстренные, а есть неотложные. Экстренные — это ДТП, падение с высоты, потеря сознания, боли в груди, отдышка. Это идет в первую очередь. К таким людям посылается бригада интенсивной терапии, или врачебная бригада, или бригада с опытными сотрудниками, — объясняет Дмитрий.
Делят вызовы на экстренные и неотложные с помощью «опросника» диспетчера. Эта система на основе искусственного интеллекта позволяет максимально точно определить состояние пациента. Диспетчер задает ряд вопросов по телефону, а затем передает информацию бригаде. Благодаря такому опросу значительно уменьшилось количество необоснованных вызовов.
— Несколько дней назад был вызов — у мужчины случился инфаркт. Осмотр и все манипуляции заняли у нас 15 минут, и мы повезли его в кардиореанимацию, — говорит фельдшер.
«Мне не нужна подготовка, только маска и две пары перчаток»
В те времена, когда работникам скорой приходилось передвигаться на «буханках», не было ни навигаторов, ни смартфонов — врачи писали от руки не только заключения, но и карты местности. Сегодня все медицинские данные находятся в цифровом планшете, который есть у каждой бригады.
— Всех, кто от руки писал карты, называли староверами. Меня в том числе. Потом я начал печатать карты, потом появился GPS. А сейчас внедрили планшеты, электронные рецепты — это просто сказка. В нашей ситуации это экономит время, мы уходим от бумажной волокиты, — радуется Дмитрий.
Все звонки на номер 103 от больных поступают в Единый городской диспетчерский центр московской скорой.
Мы же боремся за человеческие жизни, а каждая минута — это, не дай бог, кровотечение
Краткая сводка о пациенте — возраст, жалобы, предварительный диагноз — от диспетчера поступает в планшет фельдшера, интегрированный с системой ЕМИАС. Эти данные помогают бригаде понять, к чему подготовиться и какое оборудование нужно взять с собой.
— Вызовы не выбирают. Так бы все хотели ездить в гостиничные номера, — смеется фельдшер.
Работая в бригаде интенсивной терапии, Дмитрий ежедневно сталкивается с тяжелыми случаями, которые могут выбить из эмоциональной колеи. Однако Хромов говорит, что старается подходить к этому профессионально.
— Если я начну включать эмоции, то не получится качественно оказать помощь. Здесь надо быть с холодной головой и, как говорится, делать свою работу. Это намного полезней.
Эмоции берут вверх «от незнания», считает фельдшер. С этим могут столкнуться начинающие врачи, но с опытом это проходит.
«Мне работается очень просто, я не боюсь никакого вызова. Мне не нужна подготовка, только маска и две пары перчаток»
Работают и после пенсии
В Москве на скорой работают как молодые специалисты, так и врачи в возрасте. Несмотря на довольно нервные будни, уходят из скорой единицы. У медиков есть поверье: если человек продержался в скорой один год — значит, будет работать там до победного. По словам Дмитрия, люди продолжают работать и после выхода на пенсию.
Сейчас Хромов также обучает юных сотрудников — работает инструктором в учебно-методическом отделе: в московской скорой есть свой учебный центр и корпоративный цифровой образовательный портал, где сотрудники и молодые специалисты постоянно совершенствуют свои знания.
Оказывать экстренную помощь ему случалось и вне работы. Фельдшер признается, что спасать жизни ему приходится чуть ли не каждый отпуск.
— Это стало моей визитной карточкой. В прошлом году в Крыму ко мне подбежала взволнованная женщина, кричит: «Моему мужу плохо, он умирает!» Мы осмотрели его, поставили предварительный диагноз, я организовал его доставку на шезлонге в номер, туда вызвали скорую. Через три дня его выписали, и он даже принес мне подарок, — вспоминает он.
Близкие за Дмитрия не беспокоятся: к работе мужчины они относятся хорошо и шутят, что если Хромов и вздумает поменять профессию, то уйдет в юмор.
— Они говорят: «Мы тебя видим только в двух профессиях: в медицине и в стендапе». Но учитывая, что стендаперов огромное количество, буду в медицине, — смеется фельдшер.
Ранее мы рассказывали, что к работе врачом скорой хотят допустить медиков без профильной специализации. Так чиновники пытаются решить проблему кадрового дефицита в отрасли. MSK1.RU узнал у врачей, к чему это может привести.
Зимой москвичи массово жаловались на работу скорой помощи. По их словам, врачи приезжали на вызовы с опозданием на несколько часов либо не появлялись вовсе. Тогда же у инфекционных больниц № 1 и 2 выстроилась очередь из 30 машин скорой помощи. Мы обсудили с экспертами, почему медики не успевали принять пациентов.
Врачам скорой помощи приходится работать и в праздники. Фельдшеры признаются, что самые дурацкие вызовы поступают им в новогоднюю ночь. Они рассказали MSK1.RU, как проводят Новый год на работе и самостоятельно организовывают себе праздник.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».