Летом этого года в рамках проекта «Электронный дом», созданного по инициативе московского правительства, появилась возможность общаться с соседями в общем домовом чате.
Корреспондент портала MSK1.RU Серафима Путиева зарегистрировалась в «Электронном доме», чтобы проверить, действительно ли этот сервис так удобен, как утверждают его создатели. О том, что обещают создатели сервиса и что он представляет из себя на самом деле, она написала в своей колонке.
Что такое «Электронный дом» и как он появился
Сервис «Электронный дом» был создан по инициативе мэра Москвы еще в 2018 году. Система, по заявлению правительства столицы, призвана облегчить жизнь москвичам, которым небезразличны проблемы их дома.
У сервиса была активная рекламная кампания. Создатели «Электронного дома» утверждали, что благодаря проекту собственники и наниматели смогут быстро и эффективно решать бытовые вопросы: выяснить у других жильцов, какие общедомовые системы необходимо ремонтировать в первую очередь, в какой цвет красить подъезды, какие деревья высадить во дворе, где установить шлагбаум и так далее.
В июне в рамках сервиса стали доступны общедомовые чаты. Это нововведение, по словам создателей, поможет быстрой коммуникации между жильцами и станет хорошей альтернативой привычным чатам в WhatsApp, где много флуда и ненужной информации.
Как зарегистрироваться в «Электронном доме»
Платформа представляет собой сайт с веб- и мобильной версиями, а также приложение для смартфонов.
Чтобы стать полноправным участником обсуждений сервиса и иметь право голоса в опросах, необходимо подтвердить, что вы проживаете в Москве в указанном вами доме. «Электронный дом» открывает для пользователей возможности платформы в зависимости от статуса адреса.
Если вы, например, снимаете квартиру, достаточно указать только код плательщика (его можно найти на квитанции ЕПД). Тогда вы сможете:
видеть список активных голосований и принимать участие в опросах;
подавать заявки на устранение неполадок в квартире, подъезде, доме и дворе;
получать и оплачивать Единый платежный документ;
видеть список своих соседей и общаться с ними в чатах;
публиковать объявления.
Если же вы являетесь собственником (это подтверждается через сайт госуслуг и может занять до недели), дополнительно вы сможете:
создавать опросы;
инициировать и принимать участие в общих собраниях собственников;
инициировать и принимать участие в других юридически значимых голосованиях.
Функционал «Электронного дома»
Авторизоваться в сервисе с базовым уровнем доступа оказалось достаточно просто при наличии профиля на «Госуслугах». А вот подтверждения факта собственности пришлось подождать, статус обновился только спустя четыре дня после отправки сканов необходимых документов. Тогда мне открылся полный функционал «Электронного дома».
На стартовой странице (она же — «Рабочая панель») и во вкладке «Новости» публикуется информация о событиях, которые могут быть интересны москвичам. Здесь и новости реновации, и предупреждения о перекрытиях дорог. Публикуются они, правда, редко — некоторые с промежутком в 6–8 дней. Видимо, создатели понимали, что вряд ли кто-то будет использовать сервис в качестве новостного портала.
Следующая вкладка уже интереснее: «Опросы и собрания собственников». Здесь, в зависимости от статуса вашего профиля, вы сможете голосовать в опросах, либо создавать их, а также инициировать собрания собственников вашего дома. Для этого необходимо заполнить анкету: указать повод для собрания или опроса, варианты ответов для голосования.
Отдельно здесь можно поднять вопрос об установке шлагбаума. Результаты этого голосования имеют юридическую силу (оформляются как документ с электронными подписями) и отправляются в соответствующие инстанции, если жильцы решат, что шлагбаум установить необходимо.
Во вкладке «Заявки» находится, пожалуй, самая полезная функция. Здесь можно сообщить о любых неполадках в подъезде, лифте, во дворе или в квартире. Подать заявку легко, разберется даже моя бабушка. Сначала нужно выбрать место, где случилась неполадка и заполнить поля с уточняющей информацией. Обратиться можно по любому поводу: не работает лифт, мигает свет на лестничной клетке, течь в батарее, сработала противопожарная система.
Вкладка «Услуги» может пригодиться, если вам нужно получить или оформить какие-либо документы. Здесь можно заказать поэтажный план вашего дома, получить сведения от Фонда капитального ремонта, подать заявление на приватизацию жилья. Во вкладке «Приборы учета» можно ввести показания счетчиков за электричество и воду, а во вкладке «Платежи» оплатить текущие квитанции за ЖКУ.
Есть в сервисе и раздел «Объявления», где можно опубликовать интересную для соседей информацию. Можно сообщить, например, что продаете детскую коляску или что примите в дар ненужные комнатные растения. Срок размещения объявления — 30 дней.
Во вкладке «Управляющая организация» можно узнать, какая компания обслуживает ваш дом, а также найти контакты ответственного ее представителя. Раздел «Мой дом» также предоставляет более подробную информацию о доме, а также график отключения воды.
Вкладка «Мои соседи» дарит возможность полюбоваться знакомыми лицами (если, конечно, кто-то ставит свои настоящие фото на аватарки «Электронного дома»). Полностью в списке указаны только имена зарегистрированных пользователей и номера квартир, фамилии сокращены до первой буквы.
«Мои баллы» — вкладка, которая показывает количество накопленных баллов, которые даются за активность на платформе. Например, за инициирование домового опроса можно получить 500 баллов, а тому, кто выступит администратором собрания жильцов, платформа начислит 1000 баллов. Бонусы суммируются с баллами «Активного гражданина», потратить их можно там же, в магазине поощрений на мерч (футболки, прихватки и кружки) с логотипами «Электронного дома» и на услуги химчистки «Диана». Да, пока что выбор поощрений для активных собственников невелик.
Почему это не работает
Если, прочитав об этих, на первый взгляд, полезных функциях, вы вдохновились, и теперь убеждены, что ваши с соседями проблемы решатся раз и навсегда — не спешите. Вы еще не знаете о главной проблеме «Электронного дома» — сервиса, призванного объединять людей. А проблема заключается в отсутствии этих самых людей. Платформой, существующей уже четыре года, москвичи, судя по всему, почти не пользуются.
В моем доме 140 квартир. Если считать, что в каждой живут три человека, это 420 жильцов. При этом в разделе «Мои соседи» я нашла всего девять человек. И это общее число зарегистрированных в сервисе, опыт показывает, что активными пользователями таких платформ становятся в лучшем случае 30%, остальные благополучно забывают о созданном профиле.
Очевидно, что с такой степенью участия жильцов никакие серьезные вопросы решить не удастся. Если 5 человек из 420 проголосуют за установку шлагбаума, не думаю, что это возымеет какой-то эффект. Поэтому раздел «Опросы и собрания собственников» у нас пустует. Никто пока ничего не инициировал.
Также пуста вкладка «Объявления», хотя, казалось бы, это самый простой и очевидно востребованный раздел: в доме у кого-то вечно пропадает кошка, у другого возникает необходимость обменять два кило гороха на яблоки или продать заготовленные на зиму соленья.
Жизнь наблюдается только в разделе «Заявки». Здесь за последние месяцы мои соседи создали 15 обращений по разным насущным поводам: необходима замена лампочки, неисправность в системе вентиляции, затопление подвального помещения. Скорость реагирования на заявки приятно удивляет: большая часть обрабатывается за час, а неполадки устраняются в течение дня.
Моя попытка обратиться к соседям в пресловутом общедомовом чате закончилась плачевно. На мое приветствие Александр из 15-й квартиры ответил матом, и его заблокировали. Больше никто мне не ответил.
Так стоит ли регистрироваться?
Опыт взаимодействия с «Электронным домом» я бы назвала неоднозначным. Проект, который задумывался как интуитивный и удобный способ коммуникации жильцов, оказался действительно интуитивным и удобным. Много полезных функций в одном месте порадуют любого, кому интересна жизнь его дома и простое решение бытовых вопросов.
На деле главной проблемой оказалось практически полное отсутствие таких заинтересованных людей. Возможно, дело в том, что сервис недостаточно или неправильно рекламировали (хотя о нем действительно много писали). А возможно, люди в целом и мои соседи в частности просто не привыкли проявлять инициативу.
Поэтому если вам хочется иметь под рукой возможность оплачивать счета, подавать заявки на устранение неполадок в подъезде (при том что они действительно оперативно устраняются), фиксировать показания счетчиков и т.д., смело регистрируйтесь в «Электронном доме». Но не думайте, что сможете при этом радостно удалить общедомовой чат в WhatsApp. Во всем, что касается взаимодействия с реальными людьми, сервис не оправдывает никаких ожиданий.
Ранее мы писали о том, где можно недорого снять жилье в столице и публиковали подборку самых недорогих арендных квартир в Москве. Посмотрите, как выглядит студия за 18 тысяч в пределах МКАД. Читайте также репортаж о том, как живут москвичи в деревянных домах посреди крупнейшего российского мегаполиса.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».