![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/4d/bd/cc4dbdf5185b735621bd9f4d81c2c771/656x437_1:5693_950a195428abf5018ad39b8b3b15d7b5@1920x1277_0xE23LS70p_6074121553249600576.jpg.webp)
В воскресенье, 24 апреля, три самолета Superjet 100 были вынуждены вернуться в аэропорты вылета из-за возникших технических проблем.
Первый инцидент (рейс авиакомпании «Азимут» AZO849 Москва — Ереван) произошел в 11:32 мск: после взлета на высоту 1850 метров экипаж самолета сообщил о срабатывании индикации о заклинивании закрылков и запросил зону ожидания. Спустя час самолет вернулся в аэропорт Внуково.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/f0/05/3ef0057d79404b91c66fd040b06e59fe/750x1112_1_d2ebc100f5b096618b3efae0c351e211@750x1112_0xRKjBaCDI_8579242232827291270.jpg.webp)
Второй инцидент произошел в 20:40 мск во время выполнения рейса авиакомпании «Россия» SU6819 Сочи (Адлер) — Ереван. После набора высоты экипаж доложил о неисправности системы кондиционирования и возврате на аэродром вылета. На борту было 78 пассажиров, посадка прошла благополучно. Этим же вечером еще один самолет «Азимута» (рейс A4 552 Тель-Авив — Минеральные Воды) вернулся в аэропорт вылета после того, как час покружил над Средиземным морем.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/ca/57/4bca5770ddb1bc9a11dfeb86a7f9e6dc/750x1048_1_551569acd0ab90d8e59317f34d69233a@750x1048_0x5YwNDyEV_8777332740819565467.jpg.webp)
25 апреля в 01:51 мск «Сухой Суперджет» (рейс «Азимута» AZO569 Минеральные Воды — Стамбул) даже не успел взлететь, вернувшись на стоянку из-за проблемы с системой кондиционирования. Об этом сообщил телеграм-канал Aviaincident. Самолет вылетел из Минвод только спустя 6 часов.
— «Суперджеты» стали больше летать, авиакомпании стараются чаще использовать их на международных направлениях, чтобы избежать рисков ареста самолетов. И чем больше самолет летает, тем выше статистическая вероятность отказа. Несколько инцидентов в один день — стечение обстоятельств. Какой-то закономерности здесь искать не следует, — рассказал MSK1.RU Илья Шатилин, авиаэксперт и главный редактор FrequentFlyers.ru.
«К "суперджетам" и раньше были нарекания, но я бы не сказал, что у них больше отказов, чем у других самолетов, просто хайповая тема в СМИ»
— Ой, смотрите: опять что-то случилось с гордостью российского авиапрома. Хотя, конечно, по факту это не идет на пользу нашим самолетам, с точки зрения имиджа.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/6b/b6/a46bb6d1ceba1d44973446abeb24ae57/656x437_1:5693_2d652bbda8171e71c49d130539e72eb0@1920x1277_0x20ZanzJP_7788130291561207581.jpg.webp)
— Важно понимать, что 80% компонентов в этом самолете — иностранного производства. И когда происходит, например, ошибка датчиков положения закрылков, то можно передать привет американскому производителю, а не винить наших разработчиков или сборщиков. То есть никакой чисто российской специфики здесь нет, — сообщил Шатилин. — Помните, несколько лет назад были массовые проблемы с двигателями: растрескивание камер сгорания, которые делали французы? То есть «Суперджет» — плохой и негодный, русские лапотники не могут ничего сделать, но по факту это была проблема французских производителей, которую исправили к 2019 году.
Крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 в стране сейчас является авиакомпания «Россия», в ее флоте — около 70 «Суперджетов». Часть из них вместе с пилотным составом перешли в компанию из «Аэрофлота». Планируется, что на базе авиакомпании будет создан центр по развитию эксплуатации техники отечественного производства. Через шесть лет их количество обещают увеличить до 235.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/71/e5/8f71e56a3cf4dbab8cd363868b0351a5/656x437_1:5693_c8e807b779e71989cca6b41c24e5c031@2000x1330_0xrrPtDYWa_0515254334629496569.jpg.webp)
Ранее мы писали, что возможности эксплуатации SSJ 100 ограничены дальностью полета (около 3000 километров в стандартной версии) и вместимостью (98 мест в базовой компоновке). Сейчас готовится модификация самолета Sukhoi Superjet New, которая разрабатывается с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих.
Напомним, что на фоне военной операции на Украине с Россией приостановили отношения крупнейшие авиапроизводители Airbus и Boeing. Их самолеты составляли львиную часть флота российских авиакомпаний. Большинство лайнеров находятся в лизинге и сейчас не летают за пределами РФ, так как могут быть арестованы.
Росавиация, начиная с 6 марта, рекомендовала авиакомпаниям РФ с самолетами в иностранных реестрах перестать выполнять рейсы за рубеж. По этой причине почти все российские перевозчики — от «Аэрофлота» до S7 — приостановили свою международную полетную программу на неопределенный срок.
Ранее авиаэксперт объяснил, насколько опасно отключение российских самолетов от GPS.