Глава департамента планирования и развития парка воздушных судов «Аэрофлота» Михаил Минаев арестован по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Покупка и лизинг самолетов в «Аэрофлоте» проходили через департамент Минаева. Мы поговорили с экспертами в авиации и выяснили, за что на менеджера российской компании могли завести уголовное дело.
Отдел покупки самолетов и лизинга, в котором работает Минаев, подписывает договоры от лица компании «Аэрофлота» и выбирает, с кем заключать лизинговые контракты, а с кем нет, пояснил MSK1 авиаэксперт. Он предположил, что в деле могла иметь место коррупция, поскольку зарубежные Airbus и Boeing соперничают между собой за право давать судна в аренду и, вероятно, предлагают различные бонусы российским компаниям авиперевозок.
— Наши заводы когда выпускали самолеты Ту-204, Ту-214, сделали 334, потом та же участь постигла «Суперджет», их не хотели брать, потому что российские компании таких откатов не могли тогда предложить, нет миллиарда на счетах, — рассказал он. — А компании импортных самолетов Airbus и Boeing, когда идет речь о заключении, между собой тоже соперничают. Airbus — это консорциум европейский, а Boeing — чисто американский. А бизнес есть бизнес.
«Каких больше самолетов в "Аэрофлоте" будет: Airbus или Boeing — зависело, скорее всего, от этого менеджера»
По состоянию на 1 июня 2022-го в «Аэрофлоте» эксплуатируется 184 самолета, средний возраст воздушного судна составляет 6,5 года. Из них 59 — производства Boeing, 119 — Airbus и 6 российских самолетов Sukhoi Superjet. Большую часть составляют самолеты семейства Airbus А320, Boeing 737–800 и Boeing 777–300ER.
Как рассказал собеседник портала, департамент «Аэрофлота», в котором работает Минаев, официально согласовывает покупку и лизинг судов с Министерством транспорта. Компания должна доказать, в чем преимущество выбора того или иного авиапроизводителя. Как предположил эксперт, менеджер мог заранее договариваться в иностранными компаниями, получая от них вознаграждения, а потом лоббировать их интересы перед начальством. Он не исключил, что в деле может быть замешано и высшее руководство «Аэрофлота».
Другой специалист гражданской авиации Олег Башмаков отказался выдвигать предположения по теме уголовного дела, однако рассказал, как работала лизинговая система все эти годы.
— 80 процентов самолетов точно, если не 90, которые выполняют пассажирские перевозки, — это все машины лизингодателей, их старались регистрировать в государствах, где свободно могли бы оперировать денежными средствами. В реестрах государств так называемой «банановой зоны»: Кабо-Верде, Каймановы острова. Те зоны, куда не дотягивается правосудие, — отметил пилот. — Вот схема так и работала, «заофшорились» и всё, а сейчас это всё выходит наружу.
Он пояснил, что юридическую ответственность за судно в такой системе несет то государство, «чей флаг на самолете».
— Если что-то случилось, флаг не наш, мы просто учет ведем и надзорную деятельность. А сейчас эта ответственность начинает возвращаться туда, куда она должна была вернуться, — заключил Башмаков.
12 апреля в офисе компании «Аэрофлот» прошли обыски. Позднее был заочно арестован бывший топ-менеджер компании Андрей Панов по делу об особо крупном мошенничестве. Сам Панов связывает уголовное преследование со своими политическими высказываниями о спецоперации России на Украине.
Напомним, что в Шри-Ланке 2 июня задержали самолет «Аэрофлота» из Коломбо в Москву из-за коммерческого спора с лизинговой компанией. Впоследствии суд Шри-Ланки приостановил действие этого приказа. СМИ сообщали, что этот самолет был до конца апреля зарегистрирован на Бермудских островах, а после перерегистрирован в России.
Ранее мы обсуждали с авиаэкспертом, стало ли опаснее летать. Мы также писали о многочисленных задержках и отменах рейсов в Москве.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».