Авиакомпания Red Wings, кажется, имеет все основания лишиться значительной части своих пассажиров. Рейс из Турции в Москву был задержан более чем на 11 часов. При этом пассажиров завели в салон с неработающим кондиционером и продержали там больше 40 минут. От духоты люди теряли сознание. Следственный комитет возбудил уголовное дело за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Что грозит авиакомпании за испорченный отпуск? Кто будет нести ответственность? Отвечает юрист Юлия Федотова.
Для начала давайте разделим «40 минут в душном самолете» и задержку рейса. Эти ситуации регулируются в разном порядке.
Чтобы понять, грозит ли что-то за маринование людей в самолете, нужно ответить на очень неочевидный вопрос. Были ли закрыты двери?
С момента закрытия дверей за самолет и абсолютно всё, что в нём происходит, отвечает капитан воздушного судна. И в случае, если двери были закрыты, он будет нести ответственность по статье 263 УК РФ — за нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта.
«Статья 238 УК РФ, по которой дело возбудил Следственный комитет, в данном случае, на мой взгляд, неприменима»
Она является общей (то есть распространяется в принципе на всех, кто оказывает какие бы то ни было услуги), а статья 263 — специальной (то есть только на перевозчиков). В данном случае применяется статья 263 УК РФ.
Правда, есть одна деталь. Для статьи 263 УК РФ должны быть последствия — причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб для авиакомпании, вызванный именно этим маринованием людей. Если их нет — никакой ответственности не наступит.
«Если же двери были открыты — также никакой уголовной ответственности ни для кого не будет»
Однако можно в исковом порядке взыскивать с авиакомпании компенсацию морального вреда и иные затраты, возникшие в связи с нахождением в душном самолете, — например, затраты на лечение, если они были.
Насколько известно, людей выпустили из неисправного самолета, потом снова завели — и полетели на нём же. В случае, если самолет прошел осмотр, был починен и признан исправным, никакой ответственности, опять же, не будет. А вот если пилот решил лететь на неисправном самолете — для него наступает ответственность по статье 263 УК РФ.
Вторая часть — про задержку рейса в связи с неисправностью.
«Факт неисправности судна и задержки не влечет уголовной ответственности. В противном случае сидели бы все сотрудники "Уральских авиалиний"»
Долгие задержки рейсов из-за сломанных бортов влекут для авиакомпании гражданско-правовые последствия — иски, возмещения стоимости билетов, гостиницы, морального вреда за неудавшийся отдых. Можно в этот же иск вписать историю про сидение в духоте. Уголовная ответственность возникает только в случае умышленного сокрытия должностным лицом факта неисправности. Сокрывший будет нести ответственность за халатность по статье 293 УК РФ. Квалификация по конкретной части будет зависеть от последствий — от того, насколько крупный ущерб от такого сокрытия понесет авиакомпания.
Лично я считаю поспешной квалификацию Следственного комитета и в целом сам факт возбуждения уголовного дела. Возможно, в скором времени его прекратят, а процесс перейдет в гражданско-правовую плоскость. Иногда, конечно, очень хочется жестокого наказания для тех, кто испортил отдых и украл такое количество времени, но не всегда такое желание соответствует закону.
Напомним, за последние дни из-за поломок авиакомпании пришлось отменить более 10 рейсов в Турцию, Египет и обратно. Из-за этого тысячи туристов не смогли улететь на курорты и обратно.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».