Происшествия «Бежал два километра, под ногами искры летали». Дважды выжившие проводники «Невского экспресса» — о теракте и его последствиях

«Бежал два километра, под ногами искры летали». Дважды выжившие проводники «Невского экспресса» — о теракте и его последствиях

Рассказываем, как сложилась судьба работников РЖД, которые спасали людей при обоих крушениях поезда

В результате теракта погибли 28 человек, 132 получили ранения

Прошло 14 лет с момента крушения поезда «Невский экспресс» в 2009 году. Вагоны сошли с рельсов из-за детонации самодельной взрывчатки на перегоне Угловка возле границы Тверской и Новгородской областей. Основной урон пришелся на последние три. Проводники и уцелевшие пассажиры оказывали первую помощь пострадавшим в течение примерно полутора часов, пока не приехали первые бригады спасателей. Тогда пострадали 132 человека, 28 погибли.

За два года до этого на том же маршруте произошел другой взрыв, но обошлось без жертв. Несколько проводников работали во время обоих происшествий и оба раза спасали пассажиров. MSK1.RU поговорил с двумя из них — Мохубатом Гаджиевым и Александром Козеренко — о том, как они вспоминают трагедию, как сложилась их судьба и почему их новые коллеги не подозревают, через что они прошли.

«Под ногами искры летали»: как это было

Мохубату Гаджиеву повезло остаться целым при обоих взрывах. Перед тем как вагоны начали сходить с рельсов во время теракта в 2009-м, его вызвал к себе начальник поезда, чтобы обсудить рабочие вопросы. Вдруг поезд резко затормозил, вагоны начало трясти. Проводник сразу понял, в чем дело, и отправился в конец поезда.

— Километра два бежал по рельсам к последним вагонам, еще под ногами искры летали, — вспоминал Мохубат Гаджиев в разговоре с MSK1.RU. — Как все прибежали, сразу начали эвакуировать людей. В вагоне уже все в одну кучу свалились.

Уцелевшие пассажиры и проводники подавали людей через двери перевернутых вагонов, Мохубат был одним из тех, кто вытаскивал пострадавших сверху.

Мохубат Гаджиев пережил оба теракта на путях

«Людей некуда было эвакуировать. Освобождали вагоны, снимали кресла. Пассажиров с тяжелыми травмами несли к бабушке Елене, она первая нас нашла»

Еще один проводник, Александр Козеренко, тоже работал во время обоих происшествий на «Невском экспрессе». По его словам, тогда пострадавшим помогали все, у кого были силы.

— Было страшное впечатление, потому что одно дело, когда смотришь фильмы-катастрофы и ужасы. А когда ты видишь всё это в реальной жизни, а не в кинопостановке, оно по-другому воспринимается, — рассказал Александр.

Александр Козеренко спустя 14 лет после последнего теракта всё еще работает проводником

По словам Мохубата, через час-полтора приехала бригада МЧС — из ближайших населенных пунктов собрали всех спасателей, кого могли. Еще он отметил, что скорых было очень много, а не одна-две, как иногда говорят.

«Это не поезд, это — легенда»: после теракта

Спустя время врачи обнаружили у Мохубата девять позвоночных грыж, которые он заработал, когда эвакуировал людей из вагона. Пришлось делать операцию.

«Я прошел реабилитацию, потом вернулся работать проводником на тот же поезд. А как еще? Родной же! Это не поезд, это — легенда»

Проработал Мохубат в должности проводника долго — еще около десяти лет.

— Я почему ушел-то? Просто в больнице сказали: «Или не будешь таскать тяжести, или пересядешь в инвалидную коляску, — рассказал Мохубат. — Поэтому работаю третий год главным инженером Московского вокзала дирекции Северо-Западного направления в Санкт-Петербурге.

Спустя 14 лет Александр продолжает работать проводником. Сперва на том же «Невском экспрессе», но потом поезд ушел на модернизацию. Недавно этот поезд снова запустили, но проводник не стал возвращаться — уже привык к работе на другом составе.

Так сейчас выглядит поезд

Сотрудников РЖД, которые отличились при оказании помощи пострадавшим, наградило государство и сама компания. Александр получил несколько наград, Мохубата наградили орденом Мужества, указ подписал президент, на тот момент — Дмитрий Медведев.

Каково пережить два теракта?

— Ужас и паника от увиденного. Ну мы этим не живем, это уже пройденная история, — сказал Александр после небольшой паузы. — Слава богу, что всё закончилось нормально. Хотя, конечно, не для всех. Светлая память погибшим.

«Жизнь скоротечна и быстра. Не успеваешь осознать, столько событий происходит. По сравнению с тем, что происходит сейчас, это уже детский лепет»

— Первые недели, если было резкое торможение, было страшно. Знаете, человек такое существо — ко всему привыкает. Но сейчас время такое, что угодно может быть, но голова забита совершенно другим. Инстинкт самосохранения всегда должен присутствовать. Только дураки не боятся, — сказал проводник.

«Они ведь даже не знают»: а что сейчас

Ни Мохубат, ни Александр так и не рассказали новым коллегам, через что они оба прошли.

— У нас на вокзале мою трудовую книжку посмотрели и чуть в обморок не упали. Спрашивают: «А где вы такой стаж заработали?» Я говорю: «На спецслужбы работал», они ведь даже не знают, — смеясь, сказал Мохубат.

«Всё любит тишину. Кому надо, тот знает. А так зачем? Пусть люди работают в покое»

Тем не менее старые друзья Мохубата на работе постоянно спрашивают его, когда он вернется обратно, в проводники.

— А вы бы хотели вернуться? — поинтересовались мы.

— Конечно. Может, здоровье поправлю и через годик вернусь, — ответил Мохубат.

Оба проводника очень коротко объяснили, почему стараются не вспоминать трагедию: «Ничего хорошего там не было». По словам Мохубата, раньше они с коллегами собирались вместе на годовщину теракта:

— Это же третий день рождения. Но сейчас встретиться становится всё сложнее.

Практически так же говорит и Александр:

— Ничего за это время не изменилось. Мы взрослеем, да и время всё лечит. Но это такой повод — только печаль и боль. В последнее время в жизни больше негатива, чем позитива. Так что будем... Будем жить в позитиве, — подытожил рассказ проводник.

Мемориал у места трагедии

Вагоны «Невского экспресса», которые пострадали при взрыве, спустя время починили и снова поставили на рельсы. Но многие проводники, которые работали тогда, ушли из профессии — либо по болезни, либо на пенсию. Пассажиров, которые пережили теракт, тоже становится всё меньше.

— У меня знакомая девушка была, она три года назад умерла от онкологии, — рассказал Мохубат. — Она дважды была со мной в одном поезде как пассажирка. Мы общались, дружили. Я был на ее похоронах.

— Вы как-то себе объясняли, как так случилось, что большинство людей вообще никогда в такие ситуации не попадают, а вам дважды удалось не только спастись, но еще и людям помочь?

— Я не знаю, может, сверху ворота еще закрыты. Не принимают пока меня, — смеясь отвечает бывший проводник.

Всё, что известно о трагедии на «Невском экспрессе», мы собрали в одном видео. А еще прочитайте, что происходило на путях двумя годами ранее — тогда с рельсов сошли 12 вагонов и локомотив

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем