Адвоката Александра Немова, пострадавшего от нападения в Грозном, допросили удаленно из-за угрозы жизни. Об этом заявил председатель комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ (ФПА) Генри Резник. Заслуженный юрист РФ также поделился подробностями расследования.
В начале июля в Чечне жестоко избили журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова. Они прилетели в Грозный, выполняя служебный долг, — на заседание по делу похищенной чеченскими силовиками Заремы Мусаевой.
— Немов отказался ехать в Чечню давать показания в качестве потерпевшего, — сказал Резник на встрече руководства палаты по итогам 2023 года, на котором присутствовала корреспондент MSK1.RU.
«Он действительно сейчас опасается за свою жизнь и здоровье. Это было воспринято с пониманием. Он дал показания удаленно».
По словам Генри Резника, сейчас следователи изучают видеоматериалы, записанные Немовым в Чечне. На них зафиксированы лица людей, которые следили за адвокатом.
— У Немова было много видеосьемок. За ним следили, — объяснил председатель ФПА РФ. — Он приезжал несколько десятков раз в Чечню, и у него есть видео преследования, а также последнего инцидента. Некоторые из них изъяты. У нас обычно бывает, что изъятые съемки исчезают, когда власть почему-то не заинтересована в расследовании преступления. Сейчас проводится экспертиза по сличению лиц нападавших.
«Главной мишенью была Милашина»
Сегодня стало известно, что защита Елены Милашиной и Александра Немова подала ходатайство об изменении подследственности уголовного дела. Решения по нему пока нет.
— Мы не предаемся иллюзиям. Мы понимаем прекрасно, что дело расследуют в Чечне. Сейчас поставлен вопрос о том, чтобы подследственность была хотя бы окружная, — отметил Генри Резник, отвечая на вопросы журналистов.
«Мы предполагаем, что главной мишенью была Милашина. Она объявлена врагом Чечни»
Именно поэтому необходимо было сразу после нападения обеспечить незамедлительное возбуждение уголовного дела. Сначала следствие возбудило дело по статьям об умышленном причинении легкого и среднего вреда здоровью. Затем действия преступников квалифицировали еще несколькими статьями уголовного кодекса.
Список статей по делу о нападениях на Милашину и Немова
п. «г», «д», «з» ч. 2 ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) и п. «а», «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору);
ч. 3 ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием и с повреждением или уничтожением их имущества);
ч. 2 ст. 162 (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия);
ч. 4 ст. 296 УК РФ (угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, сотрудника органов принудительного исполнения РФ);
ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности).
Генри Резник также заявил о системной проблеме при возбуждении уголовных дел: затянутость доследственных проверок.
— У нас общая закономерность: стремление идет дело «замотать», — высказался он. — Сейчас у нас доследственная проверка может длиться до месяца: три дня, до 10, 30 дней. А дальше всё отменяется прокурором, опять новое назначается, и так дела «заматываются».
Он также отметил роль ФПА в скором возбуждении дела. Палата направила письмо в администрацию президента, на которую, со слов Резника, поступила незамедлительная реакция Кремля.
— Многие сетовали: «Почему дело возбуждено только о причинении средних и легких телесных повреждений?» А иначе оно и не могло быть возбуждено. Вот уже буквально через два дня оно уже обросло другими квалификациями, — сказал адвокат.
«Учитывая настроения в Чечне, дело нужно было сразу возбудить. Чтобы не было доследственных проверок, а раскрыть преступление по горячим следам»
Редакция MSK1.RU направила открытое письмо главам Генпрокуратуры, СК, Совфеда и Госдумы. Мы просили руководителей ведомств усилить меры безопасности для журналистов, а также перевести дело Елены Милашиной из Чеченской Республики в Москву.
Мы сообщали о том, что известно о нападении на журналистку Милашину и адвоката Немова, а также подробно рассказывали историю профессионального пути спецкора «Новой газеты».
Кроме того, MSK1.RU писал о том, как Милашиной и Немову удалось спастись от вооруженных автоматами чеченцев. Также мы публиковали ответ Генпрокуратуры на обращение журналистов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».