Происшествия В Чечне напали на Милашину и Немова «Нас затащили в овраг и начали избивать». Всё, что известно о нападении на журналистку Милашину и адвоката Немова

«Нас затащили в овраг и начали избивать». Всё, что известно о нападении на журналистку Милашину и адвоката Немова

Они приехали в Чечню на суд Заремы Мусаевой, которую приговорили к 5,5 года лишения свободы

Собрали всё, что известно о нападении на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова

Во вторник, 4 июля, в Чечне вооруженные люди напали на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова. По информации «Команды против пыток», у обоих множественные ушибы: у журналистки сломано несколько пальцев рук, голова обрита налысо, а у адвоката ножевое ранение в ногу.

Милашина и Немов ехали на последнее заседание суда по делу похищенной чеченскими силовиками Заремы Мусаевой, которой должны были вынести в тот день приговор.

Зарема Мусаева, жена бывшего судьи Сайди Янгулбаева, была похищена 20 января 2022 года из квартиры в Нижнем Новгороде. Ее увезли в Чечню как свидетеля по уголовному делу о мошенничестве. Мусаеву арестовали, обвинив в нападении на чеченского полицейского. 4 июля 2023 года ее приговорили к 5,5 года лишения свободы.

Рассказываем всё, что известно о жестоком изибиении журналистки и адвоката.

«Классическое похищение»

Инцидент произошел утром, когда Милашина и Немов ехали на такси — серой «Приоре» — из аэропорта Грозного. На выезде их автомобиль заблокировали три машины, из которых вышли 10–12 вооруженных людей.

С помощью пропиленовых труб они избили журналистку и адвоката, отобрали у них всю технику. Милашиной и Немову угрожали физической расправой: «Вас предупреждали. Уезжайте отсюда и ничего не пишите».

У Елены Милашиной налысо обрита и облита зеленкой голова, она периодически теряла сознание. Адвокат почти не говорил и с трудом передвигался — нападавшие ударили его ножом в ногу. Под левым глазом у него гематома.

— Классическое такое похищение, как раньше это было. Просто давно такого не было. Прижали, выкинули шофера, таксиста из его машины, к нам залезли, головы нагнули, мне руки завязали, на колени поставили, пистолет к голове. Как-то всё делали нервно, так руки и не получилось у них завязать, потащили в овраг и начали избивать, — говорит Милашина на видео, которое опубликовал Telegram-канал «Осторожно, новости».

Журналистка также рассказала, что у Александра Немова было ощущение, что кто-то из нападавших летел вместе с ними в самолете из Москвы. Поскольку борт задержали, а после зашли два человека и сели рядом с ним.

«Так бьют задержанных в Чечне»

По словам Елены Милашиной, нападавшие выкинули таксиста из машины, схватили ее вместе с адвокатом: журналистке попытались связать руки. В этот момент Александра Немова ткнули ножом в область ноги — у него потекла кровь.

«Били пропиленовыми трубами, которыми в Чечне обычно бьют задержанных. Было очень больно, такое ощущение, как будто ожог»

Нападавшие сломали Милашиной пальцы рук, заставляя ее разблокировать телефон.

— Я предложила сама разблочить телефон, но чтобы это сделать, меня должны были прекратить избивать. А потом уже залили глаза зеленкой, и я ничего не видела, — говорит Милашина.

На плече Милашиной следы от ударов трубами

Александр Немов также рассказал, что у нападавших было с собой оружие.

— Поставили на колени, приставили пистолет к голове, к затылку. Требовали, чтобы я молил их о пощаде. Потом забрали всю технику, телефон, ноутбук, сказали — считать до ста, продолжая избивать, постоянно били ногами по всем частям тела, — сказал Немов.

По словам адвоката, «вооруженные люди избивали ногами по лицу, по всем частям тела, еще какими-то палками».

— Когда его [Немова] били, ему прямо говорили, что «ты слишком многих тут защищаешь, защищай себя, здесь защищать никого не нужно». Я это слышала, и было страшно, потому что требовали, чтобы он убрал руку от лица, чтобы его посильнее ударить, — вспоминает об избиении адвоката Милашина.

«Несколько раз теряла сознание»

После инцидента «Новая газета» выпустила заявление в связи с нападением на журналистку и адвоката.

— Несколько человек в масках жестоко избили Елену и Александра, отобрали телефоны, требуя их разблокировать, уничтожили технику и документы. Били дубинками и ногами. У Елены Милашиной диагностирована закрытая черепно-мозговая травма, переломаны пальцы рук. Результаты исследования МРТ, которое было проведено, на руки не выдаются. Елена несколько раз теряла сознание, — сообщили в «Новой газете».

Это не первый случай нападения на журналистку. В феврале 2020 года на Милашину и адвоката Марину Дубровину напали на входе в гостиницу «Континент». Они приехали в Грозный на суд по делу Ислама Нуханова.

«Команда против пыток» опубликовала фото Милашиной после жестокого избиения. Журналистка сидит на кровати в больнице, голова ее практически полностью обрита и облита зеленкой. На руки наложен гипс.

Когда Милашину и Немова доставили в больницу Грозного, с журналисткой связалась уполномоченная по правам человека РФ Татьяна Москалькова. По словам омбудсмена, она направила телеграммы министру внутренних дел и руководителю Следственного управления по Чеченской Республике СК РФ с просьбой провести проверку, а также прокурору республики взять ситуацию на контроль.

— Из разговора с Москальковой известно, что она связалась с Рамзаном Кадыровым, который отправил в больницу омбудсмена. Они поехали в больницу Беслана (который находится в другом регионе — в Республике Северная Осетия. — Прим. ред.), где им оказана помощь, — рассказала Курекина.

В больницу к Елене Милашиной и Александру Немову приехал уполномоченный по правам человека Чеченской Республики Мансур Солтаев. В его сопровождении журналистка вместе с адвокатом была доставлена в Беслан.

«Дерзкая диверсионная провокация»

Милашину и Немова хотел опросить в больнице полицейский, но они отказались от дачи показаний — не видя в этом пользы. Руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец сообщал, что на месте нападения, возможно, были видеокамеры. Изымут их или нет — зависит от правоохранительных органов.

В больнице Беслана Елена Милашина упала в обморок. Омбудсмен республики назвал изибиение адвоката и журналистки «дерзкой диверсионной провокацией».

— У Милашиной переломы многочисленные. У Немова ножевое ранение, переломы также многочисленные, — заявил ТАСС уполномоченный по правам человека в Северной Осетии Тамерлан Цогоев.

На видео заметно, что Милашина не может встать. Ей просят привезти инвалидную коляску и отправить на госпитализацию. Журналистку вместе с адвокатом Александром Немовым планируют доставить бортом МЧС из Беслана в Москву.

По словам пресс-службы «Команды против пыток», больницу не охраняли чеченские силовики, как это сообщали Telegram-каналы. Руководитель правозащитной организации Сергей Бабинец считает, что от Милашиной хотели просто избавиться.

— Они вывезли проблему из своего региона и больше не волнуются, — сказал MSK1.RU глава «Команды против пыток.

Дело матери чеченских активистов

Пока Милашину и Немова перевозили в Беслан, в Грозном прошел суд над Заремой Мусаевой — женой экс-судьи, которую похитили из ее квартиры в Нижнем Новгороде и доставили в Чечню. Уголовное дело на женщину завели из-за того, что она якобы поцарапала правоохранителя во время задержания. После на нее завели дело о мошенничестве.

Зарема Мусаева — мать оппозиционеров Ибрагима и Абубакара Янгулбаевых. Власти Чечни подозревают их в том, что они ведут запрещенный Telegram-канал, в котором, в частности, критикуется глава республики Рамзан Кадыров.

Женщина провела в СИЗО больше года. Она неоднократно жаловалась на плохое самочувствие и просила суд отпустить ее под домашний арест. В июне Мусаева попала в больницу из-за падающего зрения и прогрессирующей боли в спине. Подробности — в нашем видео.

Суд над Мусаевой прошел за 7 минут. Ее приговорили к 5,5 года лишения свободы.

«Начнется волна расправ»

Инцидент с журналисткой и адвокатом вызвал большой резонанс среди чиновников, правозащитников и общественности.

— Нападения на журналистов (безотносительно их позиции) — преступны и недопустимы. Комитет ГД по информполитике полностью солидарен в этом с СЖР и СПЧ. Мы также направим обращение в Генпрокуратуру и СКР о взятии этого расследования на особый контроль! — написал депутат Госдумы Александр Хинштейн.

Правозащитница и журналистка Ева Меркачева рассказала RTVI, что собирается направить Рамзану Кадырову запросы с требованием объяснить, почему подобное происходит на территории его республики.

— Если просто всё это спустить на тормозах, то всё это может всколыхнуться, все старые недовольства чиновников, правоохранителей журналистами, начнется волна расправ над теми, кто пишет, как им кажется, не то, не так, не про тех. И это очень опасно, — сказала Меркачева.

Песков, Бастрыкин и Кадыров

Пресс-секретарь президента также заявил, что Путин знает о нападении, сейчас ведется работа. Через несколько часов после того, как Милашину и Немова жестоко избили, глава Чечни Рамзан Кадыров сказал, что его люди разбираются в ситуации.

— Дал поручение компетентным службам приложить все усилия, чтобы установить личности нападавших. Органы приступили к работе сразу же после сообщения о произошедшем, — написал Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале.

Глава СК Александр Бастрыкин поручил провести проверку по факту нападения лишь спустя 10 часов, уголовное дело так и не возбуждено. Министр печати Чечни заявил, что прослеживается «характерный почерк западных спецслужб».

Однако, по мнению главы «Команды против пыток» Сергея Бабинца, нужно не проводить проверку, а заводить на нападавших уголовное дело. И расследовать его в Москве.

Спецбортом доставили в Москву

Вечером во вторник, 4 июля, скорая помощь привезла адвоката и журналистку в аэропорт Владикавказа. Утром 5 июля Елену Милашину и Александра Немова уже привезли в Боткинскую больницу. Журналистку и адвоката сопровождали главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов и экс-главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов*.

По данным сервиса Flightradar24, спецборт Beechcraft Hawker 700A авиакомпании Premier Avia с регистрационным номером RA-02808 приземлился в аэропорту Внуково около 3 часов ночи.

MSK1.RU выяснил, что это был частный восьмиместный самолет Howker 700A под бортовым номером RA-2808. Он совершил рейс Москва — Беслан — Москва. Его можно арендовать — по данным сервиса по аренде бизнес-джетов, вылет этого самолета из столицы во Владикавказ и обратно обойдется в 18–19 тысяч евро (1,7–1,85 миллиона рублей).

Милашина и Немов до сих пор находятся в Боткинской больнице, где им оказывают медицинскую помощь. У журналистки диагностировано: сотрясение мозга и закрытая черепно-мозговая травма, тупая травма и ушиб грудной клетки, колото-резаная рана на левой кисти, закрытый перелом четырех костей на левом запястье, перелом двух пальцев правой руки, несколько закрытых переломов запястья, множественные ушибы головы и лица, а также ссадины на теле, руках и ногах.

Ранее мы подробно рассказывали о деле матери чеченских активистов, которвую приговорили к 5,5 года лишения свободы. Кроме этого, публиковали новость о том, что в московском аэропорту Внуково силовики задержали 20-летнюю чеченку, чтобы вернуть в Грозный. Девушка пыталась уехать из страны из-за угроз убийством от отца. Всё, что известно о нападении на Елену Милашину и Александра Немова, мы собрали в одном сюжете.

* Признан Минюстом РФ иностранным агентом в 2022 году.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем