Агент по недвижимости — звучит скучно. Сразу представляешь человека, который сидит за компьютером, составляет договоры и раз в пару дней ездит в МФЦ. Это мнение с легкостью опровергнут истории риелтора из Подмосковья Наталии Варнаковой: она для своих клиентов и психолог, и нарколог, и няня.
Среди ее клиентов и богатые дамы с запросами, и неблагополучные маргиналы, и хитрые инвесторы. У всех своих желания и проблемы, но всем им нужно продать или приобрести жилье. Публикуем рассказ о трудностях профессии жилищного агента от первого лица.
Семейные разборки
Во время покупки-продажи приходится очень тесно взаимодействовать с людьми. Для большинства это очень важный шаг в жизни, поэтому на риелтора люди очень полагаются и воспринимают как жизненную опору. Я, конечно, не против, но, когда дело доходит до семейных разборок, устаешь от роли психолога.
Вот, например, семейная пара: муж-выпивоха, жена с ребенком, разводятся и параллельно продают квартиру. При мне не ругаются, но каждый вечер звонят пожаловаться друг на друга.
«Муж, как выпьет вечером, сразу звонок: жена мол плохая, обидела, обделила еще и монету какую-то сперла — семейную реликвию. А ты сиди это все слушай»
Я уже за столько лет привыкла: когда свои драмы начинают пересказывать, иду своими делами заниматься. Пока история закончится, я уже договоры оформлю. И человеку полегче, и я время зря не теряю.
Квартиры в ужасном состоянии
Агенту порой приходится работать с квартирами в отвратительном состоянии. Однажды обратились ко мне с продажей квартиры, уж не знаю, где они ее взяли, купили или отжали. Но когда я ее открыла, там тараканы с потолка валились. Старая хрущевка на первом этаже. Может, горела квартира, может, от газа стены закоптились.
«Это был просто бомжатник без мебели: все стены в копоти. И куча тараканов, они просто кишели, я такого количества живности не видела в своей жизни»
А желающих купить, как ни странно, было много: низкая цена привлекала. И я ездила, показывала квартиру. Заходила в норковой шубе в эту трущобу. Смотрела, чтоб на голову тараканы не валились, и рассказывала о ней покупателям. Показ квартиры всегда должен быть в позитивном ключе: неважно — тараканы там или ядерная война.
«Чувствуешь себя попугаем»
Одно из главных качеств риелтора — железное терпение. У меня была проблемная ситуация, когда две сводные сестры, которые друг друга ненавидели, продавали доставшуюся в наследство однушку. Так вот все бытовые вопросы они почему-то пытались решить через меня.
«Звонит одна из них и говорит: "Передайте ей (сестре), что я приеду в 8 забрать вещи, чтобы ее в квартире в это время не было". Я им что, секретарь?»
В общем, устроили сломанный телефон, здесь приходилось тактично объяснять, что я не медиатор, и не секретарь, а специалист по недвижимости. На один вечер объяснения хватает, а на следующий — все по новой. Чувствуешь себя попугаем. Но что поделать, на крик с клиентом переходить нельзя, все решаем спокойно.
Ушли в запой на деньги с аванса
Самое «любимое» — это перевоплощение клиентов. Заключила договор с приличным, серьезным человеком, а потом встретила во дворе: смотрю, идет, шатается из стороны в сторону с какими-то бомжами. Думаю, странно. Потом поздоровался со мной, говорит: «Наталия, рад вас видеть, мне деньги сейчас нужны, займите, пожалуйста».
«То есть он меня сначала нанимает для работы по квартире, а потом деньги просит в долг. Я ему, конечно, отказала. Вроде не обиделся»
Приехали в наркодиспансер пьяными
В другой раз нужно было для клиента перед продажей квартиры взять справки из психневрологического и наркодиспенсера — это стандартная процедура. Я их утром повезла в Солнечногорск на своей машине, а там запах спирта такой стоит от владельца, что даже открытые окна не помогают.
Супруга жалуется, мол муж перебрал с ребятами, лаврушкой его уже накормила, но никак не отошел. Неужели в другой день нельзя было праздник устроить?
«Уж не знаю, как он пьяный нарколога прошел, но квартиру его в итоге продали»
Бывало, что клиенты на полмесяца пропадали. Я и в полицию звонила, и в морги. Потом находили их дома в запое.
Безграмотные агенты
Среди коллег очень часто встречаются непрофессионалы, от которых толку ноль. Не могу сказать, что это создает проблемы, просто добавляет работы.
Это очень заметно, когда начинаем вместе со второй стороной обсуждать детали: если на другом конце агент юридически безграмотный, он сидит и молчит. И ты просто весь объем работы, который должен быть проведен совместно, делаешь сам. Куда деваться? Сделку-то нужно собирать.
Непорядочные умники
Единственный случай, который меня действительно выбил из колеи, был, когда продавец прямо в день сделки решил повысить цену на 100 тысяч рублей, ни с кем не советуясь. Меня, честно сказать, трясло, когда я передавала эту новость своему клиенту — покупателю. Не передать словами, как мы были шокированы от такой наглости.
Когда выстраиваешь сложные юридические цепочки, тратишь уйму сил, и потом за час до финала тебя ставят перед фактом. Было ясно, что наша сторона не сможет отказаться — все ведь уже готово. А человек нашел такую лазейку и решил нажиться. Это просто непорядочность.
Неадекватные запросы
Бывает сталкиваюсь еще с неадекватными запросами клиентов. Вот женщина приходит и говорит: «Я хочу продать квартиру за 18 миллионов». А цена ей — максимум 13. Я бы счастлива была продать за 18 миллионов, только кто ее купит?
У женщины «железный» аргумент: когда она ее покупала, квартира была на 25% дороже, чем в соседнем доме. Только вот тогда в соседнем доме просто ждали решения суда по застройщику, а сейчас у них все хорошо и цены сравнялись. Но как ты ей не объясняй — бесполезно. Хочет за 18 миллионов продать и все тут.
Ранее мы рассказывали о том, что происходит со стоимостью квадратных метров в новостройках и на рынке аренды. Мы также выяснили, кому принадлежит шикарный особняк, оставшийся после Аллы Пугачевой и Максима Галкина в деревне Грязь. А еще разбирали с экспертами плюсы и минусы деревянных многоэтажек, которыми хотят застроить российские города.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».