На территории авиационного завода «МиГ» рядом с метро «Динамо» появится новый жилой квартал. О планах застройки на месте бывших производственных корпусов стало известно почти год назад, а сегодня Сергей Собянин опубликовал рендеры будущего проекта.
— Реорганизуем территорию площадью почти 90 га в районах Беговой и Хорошёвский. К работе привлекаем ведущих архитекторов и проектировщиков, — заявил он. — Здесь будет реализована концепция «15-минутного города», которая ставит на первое место пешеходную доступность.
В этом материале MSK1.RU покажет, как может выглядеть будущий квартал.
Что появится на месте завода
Площадь жилого квартала составит около 90 га (это примерно 180 футбольных полей). Помимо домов (в том числе по реновации), здесь появятся школы на 2800 учеников, детские сады на 750 детей, городская поликлиника и спортивный комплекс с бассейном.
Концепцию будущей застройки разрабатывали вместе с архитектором Иваном Грековым, сообщил в своем Telegram-канале главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Для проектных решений будут привлекать маститых архитекторов, возможно, на основе конкурсов.
В августе 2023 года стало известно, что реорганизацией займется связанная с девелопером Capital Group компания «Энимерози», об этом писали «Ведомости». Договор с девелопером заключен на 26 лет.
По данным «Контур.Фокуса», компания была основана в 2023 году. Данных о ее финансах пока нет, известно, что на балансе предприятия находится 1 миллиард рублей.
На кадрах видно, что на территории квартала появится искусственный пруд, а над ним будет возвышаться прогулочная тропа.
История именитых авиазаводов
Площадка завода «МиГ» давно не использовалась для создания авиационной техники. В 2021 году его территорию выставили на торги за 35,5 миллиарда рублей, а затем — за 40 миллиардов. Производство самолетов же было сосредоточено в других филиалах АО «РСК „МиГ“» — московском ОКБ им. Микояна, Луховицах, Нижнем Новгороде и Калязине.
Конструкторское бюро Артема Микояна было основано в 1939 году. Авиатор стал его начальником, а заместителем был конструктор Михаил Гуревич. Предприятию передали проект самолета И-200, которому впоследствии дали название МиГ-1 (сокращение от «Микоян и Гуревич»).
Во время Великой Отечественной войны МиГ стал выпускать улучшенные модификации советских истребителей. В общей сложности в СССР был построен 13 131 самолет МиГ-15, который выпускался также в Польше и Чехословакии. А в 1946 году в воздух поднялся первый отечественный реактивный истребитель И-300.
В 1970-х, после смерти Артема Микояна, заводу присвоили название Московский машиностроительный завод имени А. И. Микояна.
В начале 90-х ММЗ имени Микояна переименовали в Авиационный научно-промышленный комплекс (АНПК) «МиГ». А в 2010-х основную часть производства перенесли в Калязин и Луховицы, после чего около 2 тысяч человек уволились с предприятия.
От истребителей до пассажирских лайнеров
Опытно-конструкторское бюро Сухого было создано в 1930-х годах как государственный завод № 51, а позднее — Московский машиностроительный завод «Кулон». Коллектив под руководством авиаконструктора Павла Сухого производил бомбардировщики и истребители.
В 1939 году бригаду конструкторского бюро Московского завода № 156 перевели в Харьков, затем производство находилось в Перми, а позднее заняло территорию завода № 464 в районе Тушино.
С 1940 по 1942 год было выпущено 893 экземпляра самолетов Су-2, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Во время заводских испытаний в июне 1949 года (для выяснения причин вибрации борта) на скорости 870 км/ч у педалей управления возникла сильная вибрация, а приборы начали искрить. Пилот смог эвакуироваться, а самолет рухнул в районе Бронниц. Точные причины аварии так и не установили, и вскоре ОКБ было ликвидировано.
Спустя четыре года ОКБ восстановили — команде поручили создать два новых сверхзвуковых истребителя. Первый полёт фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. В последующие годы бюро продолжало создавать военные самолеты. В 1965 году завод № 51 переименовали в ММЗ «Кулон».
В 80-х годах производство самолетов расширилось — «Кулон» стал производить еще и спортивные лайнеры (их выпуск прекратили в 2013 году). А в 90-х началась разработка уже гражданских лайнеров. В 2001 году совершили первые полеты грузопассажирский самолет Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.
Чуть ранее, в 2000 году, было организовано «дочернее предприятие» — «Гражданские самолеты Сухого», где началось проектирование известных нам «Суперджетов». В 2013 году компания вошла в ПАО «Компания „Иркут“» — сейчас она сменила название на ПАО «Яковлев».
Объединение МиГ и «Сухого»
АО «Компания „Сухой“» в 2022 году была объединена с корпорацией «МиГ». Так она стала частью Объединенной авиастроительной компании, входящей, в свою очередь, в «Ростех».
— Бренды «Сухой» и МиГ сохранятся в производимых самолетах, авторитетные конструкторские школы продолжат развиваться, — заявлял гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Компании собирались объединить еще с 2017 года, такую идею предлагал глава Минпромторга Денис Мантуров. А спустя несколько лет ОАК подтвердила намерение объединить производителей боевой авиации в одно предприятие.
Сейчас военные самолеты «Сухого» и «Суперджеты» производят в Комсомольске-на-Амуре. А на территории конструкторского бюро основали музей ОКБ Сухого. Однако попасть в него не так просто: для записи на экскурсию нужно отправить официальное письмо либо получить приглашение.
Ранее MSK1.RU узнал у директора отдела коммерческой недвижимости строительной компании «ПИК» Никиты Бобарыкина, сколько в Москве еще осталось неосвоенных промзон.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех «Яндекс.Станций Мини» среди подписчиков.