Религия Куда сходить в Москве обзор Женились не по любви: крестьянка и князь как образец семьи для россиян. Разбираемся, кто такие Петр и Феврония

Женились не по любви: крестьянка и князь как образец семьи для россиян. Разбираемся, кто такие Петр и Феврония

И вместе с филологом выясняем, была ли любовь на Руси

В российский городах Петру и Февронии ставят памятники как символ любви и верности

Сегодня, 8 июля, россияне отмечают День семьи, любви и верности. В 2022 году по указу президента Владимира Путина этот праздник стал официальным. В свое время церковь активно ратовала за то, чтоб ввести альтернативу неправославному Дню святого Валентина, ведь укреплять институт семьи, по их мнению, нужно своими средствами.

Но так вышло, что на Руси дифирамбы любви не пели. И «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в честь которых и существует День семьи, любви и верности, — это чуть ли не единственное произведение древнерусской литературы, посвященное этому прекрасному чувству. Поэтому за образец выбрали именно эту парочку святых. Проблема в том, что любовь в этой повести описана несколько своеобразно. Давайте же пройдемся по сюжету и узнаем, что не так с главной любовной парой России.

Согласно народным приметам, в этот день запрещено возиться с тестом и выпечкой. Такие блюда грозят ухудшением финансового состояния. Нельзя переезжать на новое место жительства или работы. Не стоит передвигать свой рабочий стол — это может привести к неприятностям в личной жизни или деловых вопросах.

Петр — сын князя, Феврония — бедная крестьянка-знахарка из села. Петр подхватывает заболевание дерматологического характера при убийстве змея-блудника, который кутил с женой его брата. Болезнь оказывается тяжелой, в Муромском княжестве ее вылечить никто не может, поэтому Петр едет лечиться в село. Там он находит Февронию, владеющую чудным даром целительства, но та ставит условие: она вылечит его, если только Петр возьмет ее в жены.

Петр соглашается, не собираясь жениться на деревенщине. Феврония же оказалась не из глупых и намеренно не долечивает его болезнь, предугадав такой расклад. Княжич, не выполнив обещания, уезжает, но дома вновь покрывается струпьями и язвами. Он вынужденно возвращается к знахарке, она от прежнего условия не отказывается. Понимая, что, кроме Февронии, болезнь никто не вылечит, он всё же берет ее в жены, и она его исцеляет. Ни о какой любви тут говорить не приходится. Феврония и объект её шантажа сходятся в вымученном супружестве.

Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых

Возвращаются они в Муром, где Петр наследует княжение после брата. Бояре, разумеется, не рады такой княгине. Начинают торговаться: «Если ты, князь, хочешь быть самодержцем, бери иную княгиню. А этой ни мы, ни жены наши не подчинимся. Пусть берет из казны сколь захочет и уходит из града Мурома». Феврония заявила, что ничего ей не надо, а нужен лишь Петр. Молодожены оставляют Муром без руководства, из-за этого в Муроме в борьбе за власть начинается смута, бояре попросили князя с женой вернуться. Они вернулись, начали править.

Дожив до преклонных лет, Петр с Февронией стригутся в монахи и расходятся по монастырям — подальше друг от друга. Князь начинает умирать и посылает к бывшей жене гонца с требованием умереть с ним в один день. Та отказывается, мол, не могу, платок надо дошить. Князь посылает гонца еще раз. Тот же самый ответ. Посылает и в третий раз. В итоге Феврония плюет на всё, ложится и умирает.

«Если это праздник семьи, то он должен в кругу семьи и проводиться. Поэтому мы предложили сделать этот день выходным»

История на этом не заканчивается. Хоть святые и завещали хоронить себя в одном гробу, но никто из общественности на святотатство не соглашается — хоронят их в разных местах. Покойники не согласны: ночью вылезают из гробов, ковыляют огромное расстояние друг до друга и ложатся вместе друг с другом. Что это за восстание мертвецов и почему оно произошло — в повести не сообщается. Днем тела обнаруживают и снова хоронят в разных местах. На следующую ночь разлагающиеся трупы вновь шествуют по Мурому навстречу друг другу. Утром уже привыкший к этому зрелищу народ снова разносит суетных покойников по разным гробам. В сумме попыток воссоединиться после смерти у Петра и Февронии было три. На третий раз жители Мурома решают, что с останками князя и княгини больше связываться не надо, и кладут их в один гроб. На сим данная повесть заканчивается.

Эта фантастическая история с князем-лжецом, крестьянкой и усопшими любви, семьи и верности. Возможно, это слишком обывательский взгляд на памятник древнерусской литературы, поэтому за профессиональной точкой зрения на повесть мы обратились к доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Центра по истории Древней Руси Института российской истории РАН Елене Конявской.

— Как вы считаете, зачем нам этот праздник?

— Потому что нам не хочется этих святых Валентинов. Нам хочется свое, родное.

В эти субботу и воскресенье культурные площадки Москвы подготовили праздничные программы, посвященные Дню семьи, любви и верности. Более 110 мероприятий пройдут в библиотеках, культурных центрах, музеях, парках и сети городских кинотеатров «Москино». Гостей ждут экскурсии, лекции, кинопоказы, выставки и викторины.

— Почему, с вашей точки зрения, эта занимательная повесть про таких персонажей стала образчиком семьи, любви и верности?

— Да, начинается повесть не очень однозначно, но заканчивается-то совершенно однозначно. Скорее всего, оно так и было: часто женились не по любви, а потом, спустя время, у людей начиналась настоящая любовь. В повести это и представлено. Началось не очень хорошо, но в конце — любовь до гроба. И потом в повести есть другие моменты, помимо язв, струпьев и мертвецов. Там же есть момент, когда Феврония выбирает не богатство, а Петра. Что это, если не любовь?

— Есть ли в наших сюжетах кандидатура на место Петра и Февронии? Есть ли им замена?

— Сюжетов у нас нет. В памятниках литературы практически не касаются таких сюжетов. Но фактов — сколько угодно. Взять, например, Дмитрия Донского с его Евдокией. Всю жизнь — один брак, любовь до последнего вздоха. Потом она делала шаги по канонизации Дмитрия, заказала похвальный некролог «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича». В тверской истории — Александр Михайлович и Анастасия. Когда, например, по возвращении в Псков он писал, что возвращается к княгине своей. Не в город, который его ждет, а в первую очередь к княгине. И вот таких вещей много было. Это я сейчас вспомнила два примера, когда княжеская семья живет по любви. Я думаю, что это было чаще, чем отсутствие ее, отсутствие теплоты и так далее. Любви у нас много.

Напомним, в конце июня президент России Владимир Путин подписал указ и официально установил, что 8 июля — День семьи, любви и верности. Было объявлено, что праздник установили в целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем