Как убедиться, что вера не перерастает в слепое поклонение? Почему некоторые традиции, которые кажутся нам религиозными, на деле к церкви не имеют никакого отношения? Как приучить детей любить мир вокруг, а не гаджеты? Об этом корреспондент MSK1.RU поговорила с православным священником и блогером Николаем Бабкиным, клириком храма святителя Николая Чудотворца в Покровском. Отец Николай также рассказал, как живут батюшки, когда не служат в церкви, и обсудил с нами некоторые из недавних громких историй вокруг РПЦ.
О повседневной жизни священника
— Кое-кто из моих коллег, как оказалось, думает, что батюшка — всегда в облачении и с молитвословом. Но это ведь не так. Расскажите, какой вы в мирской жизни — во что одеваетесь, ходите ли в кафе и кино?
— Конечно, это не так. Жизнь, отличную от привычной нам, ведут монахи, а я — женатый священник, и мой день порой мало чем отличается от вашего. Утро начинается с того, что надо отвезти детей в школу — иногда и в метро (пробки, сами знаете). Днем могу делать какую-то работу по дому или писать тексты и снимать видео для блога, а вечером отвожу детей на кружки и секции.
Что касается одежды — я, само собой, не всегда ношу подрясник. В общественных местах — в метро, кафе, на улице, ношу обыкновенную одежду. Это и удобнее: представляете, как пачкался бы подол, если бы я везде ходил в подряснике. Да и народ у нас смущается, когда видит священника не «в штатском». В Европе, кстати, к этому спокойно относятся.
— У священников вообще много свободного времени?
— Есть мнение, что батюшка занят только во время богослужений — в субботу и воскресенье. Мне даже советуют иногда в комментариях на завод идти работать. Но, увы, у священников не так много свободного времени. Во-первых, бывают церкви, где служат каждый день, в них обычно несколько батюшек, они проводят богослужения по очереди. Кроме того, всегда есть требы — венчание, отпевание, соборование, освящение квартир.
«У нас такая работа, что и ночью могут вызвать к умирающему — исповедовать и причастить»
Занимают время и церковные послушания — я вот тружусь в молодежном отделе. Ну и, само собой, семейная жизнь — отдельная работа. Четверо детей, у каждого свои хотелки, капризы и потребности.
— Вы вовремя заговорили о детях, мой следующий вопрос как раз о них. Разрешаете ли вы детям пользоваться гаджетами и сидеть в интернете?
— В наше время дети неизбежно будут приобщаться к цифровому миру, с этим ничего нельзя поделать. Я сам не из тех родителей, которые категорически запрещают гаджеты, но учить детей цифровой гигиене важно. Можно и нужно вводить ограничения по времени, использовать функцию родительского контроля на телефоне.
Но самое важное — покажите детям, как разнообразен и прекрасен реальный, а не виртуальный мир. Мы, например, всей семьей собираемся за настольными играми или проводим время на свежем воздухе. Нам в каком-то смысле и коты помогают: дети любят с ними играть, гладить. Всё хорошо, что возвращает нас в этот удивительный мир и заставляет его ценить.
О громких историях
— Теперь на этой светлой ноте перейдем к более острым и обсуждаемым темам. После скандальной вечеринки Насти Ивлеевой владелец клуба, где всё происходило, принес в церковь мощи Святителя Николая. Насколько это поощряемая практика — «откупаться» таким образом? Просто немного напоминает индульгенцию.
— Обо всей ситуации судить не могу — много новостей появляется, в том числе о том, что мощи были нелегально куплены. Я не вникал, честно говоря. Дарение мощей церкви в отрыве от истории это нормальная практика, но вот желание откупиться, конечно... Про индульгенцию вы верно отметили, хорошее сравнение.
Индульгенция — так у католиков называлась грамота об отпущении грехов, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского.
Благодатью не торгуют, а прощение грехов — это не предмет купли-продажи. Иногда многих посещают мысли вроде «закажу записочку, сделаю пожертвование, поставлю свечку — меня и простят».
«Как сказано в пятидесятом псалме, истинная жертва Богу — это сердце сокрушенное, то есть искреннее раскаяние»
Что касается самой вечеринки — я считаю, что у знаменитостей, как у кумиров многих, должно быть чувство ответственности и понимание, что делать стоит, что нет. Например, какой-нибудь актер или певец придет в бар, разгромит там всё, а для его поклонников это послужит тем, что называется «косвенным подкреплением» в принятии решений.
— Дело в том, что здесь формально же никто никому не навредил. Ни один бар не пострадал, так сказать, все целы и живы. Поэтому есть мнение, что масштаб травли не соразмерен поводу.
— Ой, что касается травли — то я однозначно против. За любые оскорбления и переход на личности в своем блоге, например, я отправляю в бан. Стараюсь объяснить подписчикам, что даже если люди в чем-то ошиблись, их не делает это сразу же плохими. Господь милостив. «Ненавидь грех, но не грешника», — в этом должна быть нравственная позиция.
— Прошлый год также ознаменовался борьбой с абортами, недавно и сама РПЦ официально приравняла аборт к убийству на любом сроке. С чем связана позиция церкви в этом вопросе, если порой ясно, что нежеланный ребенок и его мать не будут жить в достатке и счастье?
— Церковь всегда была категорически против абортов по одной простой причине: любая жизнь священна. Говоря о правах женщин, многие забывают о правах нерожденных детей. Жизнь в православии считается с момента зачатия, не рождения.
«Ребенок в утробе на любом сроке — такой же полноценный человек, как его мать»
И в то же время наряду с запретами и борьбой против абортов, я считаю, важно говорить и о том, что церковь делает для того, чтобы устроить жизнь матерей и детей. Многие епархии содержат центры поддержки для тех, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Об этом, к сожалению, мало пишут в СМИ, чаще гремят заголовки, что церковь против абортов.
— Широко обсуждается сейчас также лишение Алексея Уминского священнического сана. В каких случаях церковь обычно прибегает к такой мере? Как священники воспринимают бывшего «коллегу» после лишения сана?
— Лишение священников сана — это достаточно редкое явление, каждый такой случай широко обсуждается в медиа. Решение это принимает церковный суд, и выносится оно за нарушение церковного права. При этом с нарушителем сначала разговаривают, предупреждают. Если не вышло — тогда уже принимаются решительные меры.
У лишенного сана священника всегда есть те, кто его поддерживают, его паства в первую очередь. Эта поддержка понятна.
Важно при этом знать, что лишение сана — не то же самое, что отлучение от церкви, человек остается при этом православным христианином, может посещать службы, причащаться.
— Еще одна обсуждаемая тема прошлого года — передача иконы Святой Троицы из Третьяковской галереи церкви. Как вам кажется, это тенденция? В музеях ведь еще много икон.
— От этого обсуждения я стараюсь тоже оставаться в стороне. Знаю аргументы и за и против, но в самой дискуссии не участвую. Скажу честно: я рад, что икона вернулась в церковь, где она и должна быть. Какой-то более обоснованной позиции у меня по этому вопросу нет.
О традициях и фанатизме
— Сегодня Крещение, россияне по традиции окунаются в прорубь. Однако для многих за этим теряется сама суть праздника, ведь на службе стоять скучно, а купаться в ледяной воде — бодро и весело. Также и куличи на Пасху кушать гораздо интереснее, чем стоять ночную или поститься перед причастием. Как думаете, это проблема?
— Однозначно. Я сам на своем приходе стараюсь проводить с прихожанами просветительскую работу: раздаю листовки, где объясняется суть праздника, призываю бездумно не пробовать себя на прочность в ледяной воде.
Ведь в этот день церковь вспоминает Богоявление — это праздник света. Бог является в этот мир через Святой Дух, сошедший на Христа в Иордане. Для многих же это превращается в какое-то веселье или экстрим, после купели люди на праздничную службу не идут.
«Некоторые, окунаясь, крестятся и матерятся от избытка чувств — вот такой абсурд»
Обращать внимание надо и на состояние здоровья: экстремально низкие температуры сильно нагружают сердечно-сосудистую систему, а ведь окунаться иногда приходят и нетрезвые люди, и те, у кого хронические заболевания.
Спросите себя: «Зачем я это делаю?» Купаться в ледяной воде — это не церковная традиция, а народная, никакого отпущения грехов не следует после того, как вы окунулись в прорубь. Если вы хотите провести праздник так, как советует церковь, придите на богослужение в храм, причаститесь, послушайте водосвятный молебен и возьмите домой крещенской воды, чтобы пить натощак в течение года.
— Я недавно снова побывала в Покровском монастыре, где в любую погоду стоит очередь к мощам Матроны Московской. То, с каким фанатизмом православные порой относятся к поклонению мощам, немного напоминает скорее суеверно-языческие практики, вам не кажется?
— У меня, честно говоря, тоже невольно возникают скептические греховные мысли, когда вижу верующих, которые головой ложатся на мощи, чтобы «подзарядиться». Я от себя эти мысли гоню прочь. Мы не знаем, что у человека случилось, — может, кто-то умер или неизлечимо болеет. Кроме Матронушки, может, у него никого и нет в жизни.
Я в церкви давно, нездоровые формы благочестия или, можно сказать, фанатизма, меня не слишком коробят, хотя невольно иногда ставлю «диагнозы». Нужно с этим бороться.
Есть, конечно, и другой момент здесь. Когда, например, искренняя молитва святому, изображенному на чудотворной иконе, превращается в поклонение, грубо говоря, самой доске. Здесь стоит отличать почтительное поклонение от идолопоклонства.
«Когда человек почитает не Крест как символ, а конкретный крест из дерева, росшего недалеко от Голгофы, в этом и правда есть что-то от язычества»
Бывает еще, что святых почитают больше, чем Господа или Богоматерь. «Христос не помог — Матронушка поможет». Это тоже очень губительное представление. Святые — наши старшие братья и сестры по вере. Все чудеса исходят от Бога.
Читайте также колонку нашего корреспондента о том, как в православных семьях отмечается Рождество. Кроме того, мы публиковали интервью с китайским студентом, который приехал в Россию, чтобы стать православным священником.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».