Алексей Дозоров — триатлет, автоправозащитник и дважды почетный донор. О нем заговорили после московского полумарафона (почему — читайте ниже). Это сухощавый человек с умными глазами и лучиками-морщинками. Его лицо улыбается, даже если он серьезен. При нем — самые современные гаджеты, которые можно было бы увидеть на типичном московском студенте, а не на пожилом человеке — впрочем, слово «пожилой» применительно к Алексею явно не подходит.
О себе он рассказывает кратко и с юмором:
— Я 1965 года рождения, мне сейчас 57 лет, есть два сына, внук и внучка, три собаки, четыре кошки. Я потомственный — в четвертом поколении — житель Подмосковья: бабушка моя из Коломны родом, а прабабушка и прадед с другой стороны — из-под Дмитрова.
Спортсмен
Спортом Алексей начал увлекаться, как он сам признается, задолго до поступления в вуз (он окончил Московский институт стали и сплавов в 1986 году по специальности «инженер электронной техники»). Тогда была дисциплина «многоборье ГТО» — стрельба, подтягивание и лыжные гонки. Его первый серьезный забег — московский международный марафон в 1987 году.
— В основном я бегал на лыжах, но летом — марафоны. Потом появилась семья, заботы, приходилось работать на двух работах, затем у меня второй сын родился, и с 90-го года был перерыв в активных занятиях спортом, — рассказывает Алексей. — Потом начал ездить на велосипеде на работу — было удобно.
Позднее Дозоров увлекся триатлоном. Но хороших стартов не было в России, и он ездил на соревнования в Эстонию, Черногорию, Германию, Голландию. Он пробежал Рижский марафон, а в 2020 году должен был пробежать Венский, но случился ковид, и все старты были отменены.
Донор
В студенческие годы Алексей Дозоров стал сдавать кровь. Он вспоминает, что донорство в Советском Союзе было массовым, и граждане сдавали кровь регулярно.
— Первая сдача крови была еще в институте — в 80-е годы. Потом сдавал в День донора — во время традиционных акций. Часто на работе у нас были выездные сдачи крови. Потом был долгий перерыв, а в 2003 году я увидел объявление, что детям с раком крови нужны донорские тромбоциты. Вот втянулся, практически каждый месяц ездил в Российскую детскую клиническую больницу сдавать кровь. Досдавался до дважды почетного донора. Но сейчас у меня перерыв по медицинским предписаниям, — вздыхает Алексей.
Впрочем, Алексея по праву можно назвать амбассадором донорства в России. Будучи правозащитником в Комитете по защите прав автомобилистов, в качестве гонорара за свою работу он предлагал сдать кровь для тяжелобольных детей.
— Это была безвозмездная юридическая помощь: я предлагал тем, кому помогал, сдать кровь в РДКБ или в любом месте. Или помочь каким-то образом детям. Тогда еще не было фонда «Подари жизнь», существовало движение «Доноры — детям», — делится он.
Активист
Автоправозащитником Алексей Дозоров стал практически случайно. Он признается, что начал с отстаивания своих интересов, а потом принялся помогать другим. После небольшого ДТП его несправедливо привлекли к ответственности, мужчина выиграл суд, и, как он сам говорит, «тогда с гаишниками воевать начал в личном качестве».
Он известен как отец-основатель «Общества синих ведерок» — российского общественного движения, члены которого борются с произволом чиновников и хамством на дорогах. Алексей не так давно получил второе высшее образование — юридическое. Он вспоминает резонансный случай, где ему удалось помочь простому человеку защитить свои интересы против сильных мира сего.
— Слесарь Николай Жуганов на Кутузовском проспекте столкнулся с автомобилем главы Роскосмоса Владимиром Поповкиным. Естественно, слесаря обвинили в этом ДТП, у него еще и страховки не было, там насчитали больше миллиона. Мы с Петей Шкуматовым защищали его в суде и доказали его невиновность. Автомобиль главы Роскосмоса ехал по разделительной полосе, слесарь поворачивал налево по разрешающему сигналу светофора, и у машины чиновника не было преимущества. Жуганов не был виноват в этом ДТП.
«В 2010 году меня задержали на Манежной площади — прямо на велосипеде и с синим ведерком на шлеме запихнули в полицейский микроавтобус»
Это было первое задержание активиста. Второе произошло не так давно — во время Московского полумарафона. Поводом, как рассказывает сам Алексей, послужила антивоенная надпись на его спине, а также расцветка самой футболки.
— Интересно было: я бежал, и меня догнала девушка, которая прочитала надпись на моей спине, похлопала меня по плечу, и мы с ней так несколько километров бежали дружески — в разговорном темпе, — вспоминает Алексей. — И когда мы вбегали на территорию Лужников, выскочили два полицейских, подхватили меня под руки и потащили в автозак. Там майор спросил про надпись, а я сказал: «Вот здесь, в Лужниках, еще в 1987 году я бежал Московский международный марафон мира...» В общем, он меня отпустил, а уже потом — на финише — меня опять подхватили под белы ручки и потащили в отдел. Там тоже посмотрели на футболку — а какую статью-то писать будем? В итоге тоже отпустили.
Ранее мы писали о том, как 95-летний атлет установил рекорд России — быстрее всех пробежал 800 метров в своей возрастной категории. МSK1.RU также рассказывал о победителях московского полумарафона, который прошел в середине мая.