Среди москвичей становится модным отдыхать на природе. Нет, конечно, это было популярно всегда, но в современном мире это носит характер необходимости: как еще поддержать свое физическое и ментальное здоровье среди бетонных джунглей?
Найти уголок спокойствия в шумном городе очень трудно, а найти время в условиях вечного столичного цейтнота — еще труднее.
И что делать, если отдыхать «лежа» не нравится — или просто рушит ваш быстрый темп жизни? Есть ли возможность совместить движение, спокойствие, труд, отдых, природу и вкусные ягоды с полей? Ответ: да.
Корреспондент MSK1.RU Анастасия Харитонова открыла для себя колхозы по-новому — самосбор ягод с клубничной фермы в Григорево. Она расскажет о том, стоит ли оно того и для кого подходит такой отдых.
Пионерский подъем в пять утра
Можно было бы начать с романтики: меня, мол, разбудило солнце. Но это была бы неправда. Меня разбудил будильник.
Первое, что вам нужно знать, если вы собираетесь отправиться «по ягоды»: если машины у вас нет, в это лучше не вписываться. Если машина есть, то все равно стоит дважды подумать.
Машины у меня не было, зато была у моей коллеги. В комплекте к коллеге прилагались ее дети. Мне повезло: я люблю детей.
Чтобы выехать из Москвы и не встать в пробку, нам понадобилось встать в пять утра: мне — чтобы густо намазаться солнцезащитным кремом и доехать до точки сбора, а моей коллеге — чтобы собрать детей. В семь мы выехали с юга Москвы в сторону Волоколамска. Предварительно запаслись водой — и не зря. Потом — через Ярополец, Лотошино и Степурино, сквозь российские просторы и поля. В общей сложности дорога заняла три с половиной часа.
Мне повезло еще раз: я люблю путешествия на машине. Пейзаж особо не менялся, мы проезжали речки со смешными названиями (Липка, Лобь и Жидоховка) и нигде не останавливались — спешили на клубничную ферму. Дети то засыпали, то просыпались, спрашивая, приехали ли мы уже. Где-то на втором часу мы стали врать, что осталось еще немного, и верили в это сами.
Если бы мы не успели до одиннадцати, все было бы зря — уже к двенадцати солнце становится кусачим.
За двадцать километров до Григорево дорога превратилась в сущий кошмар, но ради клубники мы были готовы на всё.
Ферма — не работа?
Наконец, мы приехали. Нас встретило светловолосое семейство — это оказались совладельцы фермы. Они рассказали нам немного про это место и показали, чем пользуются в хозяйстве — например, вместо телефонов у них рации, потому что сеть ловит плохо.
А еще кошка Муся. Такая вот типичная камышово-полосатая — как в детстве в деревне. Рядом с Муськой ждали хозяев чьи-то клубничные кроксы. Чтобы, скажем так, не забывать, где мы находимся.
Когда слышишь слово «фермеры», представляешь себе крупного красного мужчину средних лет и его жену с пирогом. Конечно, реальность отличается от карикатуры в голове: это оказались молодые современные люди, для которых ферма — не работа. Вернее, не основная работа.
Отец семейства — на вид ему лет 35 — живет в бешеном темпе жизни: он встает в три, чтобы развезти клубнику, а потом едет на основную работу. Да, оказалось, ферма для них — не работа. Такого дохода, чтобы бросать основную деятельность, она не приносит. Всё заработанное тут же закапывается в землю, в прямом смысле — весь доход идет на улучшение фермы.
Егор, сооснователь фермы, и его супруга — люди идейные, в своем роде немного те шизики, которые меняют мир к лучшему. Они просто хотят, чтобы людям была доступна настоящая клубника — что называется, «без химии».
Мне как москвичке лично по барабану, есть химия в ягодах или нет — главное, чтобы было вкусно, как у бабушки. Секрет бабушки как раз в том, что химии у нее не было: все росло, как любят говорить старики, «на говне»!
У фермеров с Григорево всё несколько сложнее. Они специально закупают червей, накрывают их травой, постоянно поддерживают влажность в биореакторе (огромном бассейне) — потом смешивают эту природную жижу с водой и поливают клубничку капельным поливом. Я была в восторге, что есть специальные удобрительные черви.
К слову, оказалось, что место выбрано не случайно — отсюда родом жена Егора, Ольга. И название пришло в голову сразу, как они подобрали это место. Всего они купили здесь 80 гектаров необработанной земли вместе с лесом, но освоить успели не всю. Где-то двадцать соток из этого отведено на клубнику, остальное — лес и всяческое оборудование.
Когда экскурсия по ферме закончилась, нам взвесили нашу тару. Я, московская дура, захватила с собой первые попавшиеся контейнеры «для обедов» — надо было брать побольше и похуже, чтобы не жалко, но майонезных ведерок у меня перед поездкой не нашлось. В итоге, спойлер: потеряла там, в полях, крышки, а контейнеры были икеевские — теперь ИКЕИ в России нет, а эта пара контейнеров превратилась в тыкву.
Тара вышла на 94 и 52 грамма соответственно. На днище с внешней стороны нам на тару наклеили стикеры, на них написали эти цифры. Когда будут взвешивать получившуюся клубнику, это число вычтут из общего веса — чтобы не переплатить за вес тары. Собираешь только определенные грядки — те сорта, что дают плоды в тот день, когда ты приехал. Мы, кажется, попали на «Польку».
Технология понятная: берешь, срываешь, две в рот, одну в тару. Есть на месте тут можно в неограниченном количестве — это правила фермы.
Если случайно сдавил ягоду, откладываешь на корм курам. Да, там, к слову, есть куры!
Клубника вся накрыта специальным укрывным материалом — так она лучше сохраняется.
Ну да, что тут рассказывать: наклоняешься, солнце палит в спину и плечи (и плевать оно хотело на мой солнцезащитный крем — я сгорела к чертям), ешь то горячую от солнца клубнику, то холодную — смотря, к какой грядке повернешься. Ну и собираешь, конечно.
Что сказать, такую ягоду в Москве не купишь. Может, на рынке у бабушек разве что, но не факт. За полчаса сборов я стала на треть состоять из клубники. Меня уже тошнило, но я все равно ела. Оторваться от нее невозможно.
К слову, если вы берете детей, собирать самим вам почти не придется — им самим в кайф, они отбирают тару и собирают сами. Если детей несколько, они сами начинают соревноваться, кто быстрее соберет.
С нами на поле почти никого не было — только одна семья, которая тоже собирала клубнику. Сами они из Твери, для них путь сюда был ближе, чем нам. Они набрали полные корзинки и были таковы.
Для детей это и кайф, и время на природе, и возможность поесть клубники в неограниченном количестве — причем не абы какой, а самой вкусной.
Мне как интроверту, любящему природу, в один момент показалось, что, будь я одна, я бы кайфанула даже больше. Успокаивающая монотонная работа с вечным поеданием клубники — думаешь о своем, руки делают, легкие дышат, живот балдеет.
По итогу мы набрали около двух килограммов клубники. Вышла она на 700 рублей вся — плюс те несколько килограммов, что мы съели на полях. Вход на ферму стоит 300 рублей, дети до 6 лет — бесплатно.
Выходной в итоге был отличный, на обратном пути съездили в местную турецкую кафешку в Старице, съели огромный («стандартный» в меню) чебурек, посмотрели этот крохотный тверской городок. Дорога домой немного утомила. На клубнику не могла смотреть еще три часа. Потом начался второй заход: доедали запасы.
Съездили бы на самосбор клубники?
Читайте также
Рассказываем, где и за сколько можно купить сезонные ягоды в Москве: обзор;
где лучше всего покупать клубнику в Москве: обзор и дегустация;
в мэрии Москвы открестились от бешеных цен на клубнику в городских киосках.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнавать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».