Спустя почти три года у аэропорта Жуковский всё так же можно найти огороженный участок в конце стоянки для автобусов Мосгортранса. Его забор высотой чуть больше 2 метров скрывает от любопытных глаз то, что осталось от самолета «Уральских авиалиний». 15 августа 2019 года он совершил аварийную посадку на кукурузное поле рядом с аэропортом Жуковский.
15 августа 2019 года в 06:12 из аэропорта Жуковский в Симферополь вылетел борт А321 «Уральских авиалиний». Во время взлета самолет столкнулся со стаей чаек, после чего у него отказали оба двигателя. Командир экипажа Дамир Юсупов принял решение сажать самолет на ближайшее поле. Тогда же появилась, а после стала крылатой фраза бортпроводника Дмитрия Ивлицкого, сказанная им пассажирам: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Все 233 человека (226 пассажиров + 7 членов экипажа) на борту остались живы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). А Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал свое расследование причин случившегося. После завершения следственных действий на месте посадки самолет решили переместить к аэропорту Жуковский. Для этого его распилили на части.
Еще в августе прошлого года добраться до остатков самолета было проще. Судя по публикациям СМИ и рассказам блогеров, часть забора отсутствовала. Ее же нет и на спутниковом снимке в «Яндекс.Картах». Охране тогда до обломков и гуляющих возле них людей вовсе не было дела.
Сейчас всё еще сохранилась тропинка, по которой можно обойти вокруг забора и забраться на бетонные плиты за ним. Но стоит учитывать, что теперь появилась не только недостающая часть забора, но еще прожекторы и камеры. И охранник, который спустя некоторое время заметил меня и ленивым шагом направился в мою сторону. Правда, всё общение с ним закончилось фразами: «А что вы тут делаете?» и «Тут нельзя находиться». После того, как мужчина убедился, что я ушел от места с обломками самолета, он вернулся к себе за ограждение.
Если сравнивать с фотографиями, сделанными год назад, и со спутниковым снимком, то обломков явно стало меньше чуть ли не в 2 раза. В интернете тогда многие обсуждали состояние лайнера: одним было интересно, почему же его не утилизировали, а другие хотели себе кусочек самолета. И кажется, что мечта некоторых людей всё-таки случилась и они заполучили своеобразный сувенир.
Оценить же состояние кабины внутри невозможно: кроме полноценного забора, она теперь спрятана под чем-то похожим на брезент, им же закрыта и сохранившаяся хвостовая часть. Отчетливо на территории видны остатки крыльев, шасси и прочих мелких деталей, которые раньше были частью фюзеляжа лайнера.
А что с расследованием?
В причинах случившегося сразу после аварийной посадки самолета в поле начали разбираться несколько ведомств. С одной стороны, уголовное дело завел Следственный комитет РФ, с другой, расследование начали МАК и Росавиация. Вот только результаты их работы до сих пор неизвестны. МАК должен был опубликовать заключение или промежуточные итоги еще в середине августа 2021 года, но так этого и не сделал. Хотя это обязывает его делать международное законодательство.
Единственный раз, когда МАК опубликовал предварительные данные расследования, оказался август 2020 года. Тогда в документе говорилось, что комиссия завершила большую часть работ: провела полный анализ данных наземных и бортовых средств объективного контроля, исследовала данные блоков контроля неисправностей воздушного судна, двигателей и их повреждений.
Как пишет портал 66.RU, такое поведение комиссии «совершенно нетипично».
— В его истории не было другого происшествия или катастрофы, расследование которых велось бы так долго и при этом сопровождалось отказом от обнародования уже готового предварительного отчета. Случай с самолетом «Уральских авиалиний» в этом плане уникальный, — сказано на портале.
В следующий раз о результатах расследования МАК заговорили уже в ноябре 2021 года. Совладелец и генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в интервью РБК заявил, что «Межгосударственный авиационный комитет уже подготовил документ по результатам расследования ЧП и обсуждает его с Росавиацией». Но спустя полгода его так публично никто и не увидел. Публикаций о нем найти не удалось. Там же Скуратов рассказал, что «нашли значительное количество птичек», вероятнее всего, речь идет про двигатели самолета.
Единственное, что о неком опубликованном отчете МАК 22 апреля 2022 года сообщал телеграм-канал BAZA. Но ни документов, ни ссылок на них в нем опубликовано не было. На сайте МАК отчет на момент написания статьи также отсутствует.
Не опубликована и расшифровка самописцев, которая показала бы, сколько двигателей и в каком режиме работало. И даже расшифровка переговоров вновь появилась только в телеграм-канале BAZA, уже позднее ее подлинность подтвердили представители «Уральских авиалиний».
Командир A320 Андрей Литвинов в декабре 2021 года в интервью «Редакции» заявил, что пилоты допустили ошибки.
— Была дана педаль, очень сильно, вышли интерцепторы. Самолет был загнан в такой режим, что он начал сыпаться. И они (экипаж) поняли, что они сыпятся, и стали убирать шасси, когда поняли, что шасси мешают им лететь, — заявил Литвинов.
Пилот в том же интервью заявил, что результаты расследования опубликованы не будут, потому что экипаж самолета уже наградили.
Стоит сказать, что сразу после инцидента Росприроднадзор назвал его возможной причиной чаек и подтвердил наличие несанкционированной свалки в двух километрах от аэропорта. После этого была создана комиссия для проверки свалок рядом с аэропортом Жуковский.
Что будет с обломками?
Как заявил РБК Сергей Скуратов, обломки утилизируют только после того, как закончится официальное расследование и Следственный комитет РФ не даст на это свое разрешение. Но о его сроках окончания ничего неизвестно.
Пока же оставшиеся части разрезанного самолета продолжают лежать рядом аэропортом, но уже в чуть большей безопасности от рук и взглядов неравнодушных граждан. Мы публиковали поминутную видеореконструкцию посадки.
Напомним, что мы писали о том стало ли опаснее летать и насколько опасно отключение от GPS российских самолетов. Недавно мы также рассказывали о серьезных проблемах «Сухих Суперджетов». В России Boeing и Airbus решили заменить Ту-214: мы узнали, насколько это надежные самолеты.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».