
В начале июля правительство утвердило обновленную комплексную программу развития авиатранспортной отрасли. Интересно, что в базовом ее сценарии прописано, что до 2025 года российским авиакомпаниям не потребуются дальнемагистральные самолеты. А дальше их будут производить только по два борта Ил-96 каждый год, начиная с 2025-го, в котором они будут нужны.
К дальнемагистральным относят самолеты, летающие на дальность свыше 6–8 тысяч километров. К таким, например, относят Ил-96, Boeing-747 и 777, Airbus A330 и A380.
Примечательно, что из программы исчезли сразу два проекта дальнемагистральных самолетов — модификация отечественного Ил-96–400М и китайско-российский CR 929. В ней осталась только версия Ил-96–300, использующаяся, например, специальным летным отрядом «Россия».
Что же за Ил-96–400М?
Что касается Ил-96–400М, то это глубокая модификация четырехдвигательного Ил-96–300 с двигателями с тягой 17 тонн — ПС-90А1. Сам Ил-96 — это последний дальнемагистральный самолет, созданный в СССР. Поставлять его начали в 1993 году, а в 2014-м от его использования отказалась последняя российская авиакомпания — «Аэрофлот».
В 2017-м Минтранс признал, что у будущего отечественного лайнера будет низкая топливная эффективность и он будет не конкурентоспособен Airbus и Boeing. Вероятнее всего, тогда это относилось именно к версии с двигателями ПС-90А1.
В 2021 году на тот момент вице-премьер РФ Юрий Борисов заявлял, что сохраняются планы по созданию и двухдвигательной версии Ил-96–400М. На нее должны были установить двигатели тягой 35 тонн — ПД-35 («Ростех» в декабре 2021-го обещал начать их испытания только в 2024-м), создаваемого и под CR 929, и МС21.
Вот только сдать первый Ил-96–400М обещали в конце 2019-го. Затем в январе 2020-го в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили, что его передали в цех окончательной сборки и первый полет будет в 2021-м. Последний раз о нем сообщали уже в начале этого года: «Начало летных испытаний лайнера Ил-96–400М запланировано на 2022 год», — писали «Вести Воронеж».
Занимательно тут и то, что уже в 2021 году не говорили о серийном производстве данной модификации. В апреле того года «Ведомости» приводили слова аппарата Юрия Борисова.
— От авиакомпаний заказа нет, а с учетом COVID-19 и простоя дальнемагистральных самолетов по всему миру серийного производства Ил-96–400М пока не планируется, — написали тогда в издании.

А что же тогда с китайско-российским CR 929?
Непонятно и то, что будет китайско-российским проектом. Предварительное соглашение о его разработке ОАК и COMAC подписали еще в 2014-м, а спустя 2 года и основной договор. В 2021 году китайцы начали собирать первый образец лайнера. По первоначальному плану поставить первый серийный самолет планировалось в 2027 году.
Самолет позиционируют как конкурент пассажирским самолетам Boeing-777 и A330, способный пролететь 12 тысяч километров. Он должен получить два двигателя. Изначально поставить на него планировалось силовыми установками от американской General Electric или британской Rolls-Royce. Но в будущем обещали и ПД-35.
Как писали ТАСС, российская сторона в нем отвечала за механизацию крыла, центроплан и консоли крыла. В зоне ответственности Китая находились вертикальное и горизонтальное оперение, фюзеляж и обтекатель.
В конце 2020 года Asia Times писало, что совместной работе инженеров из Китая и России мешают серьезные конфликты. Так, по утверждению издания, Россия не собиралась передавать второй стороне основные технологии и настаивала на использовании в качестве двигателя ПД-35.

В июне на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году глава Минпромторга Денис Мантуров, ставший на днях вице-премьером, утверждал, что сотрудничество с Китаем по проекту продолжается.
— Процесс по CR 929 идет. Но с учетом новых вводных, по тем ограничениям, которые есть сегодня в части кооперации, которая сложена была китайскими партнерами с привлечением западных производителей... Сейчас это невозможно, поэтому придется потратить время на перестройку подходов, с использованием только российских и китайских производителей, — цитируют слова Мантурова в РБК.
Правда спустя несколько недель всё изменилось. И уже 29 июня Юрий Борисов заявил о сокращении участия России в проекте:
— У нас идет с Китаем этот проект, идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает. Китай по мере превращения в индустриального гиганта всё меньше и меньше заинтересован в наших услугах, у нас работает наше КБ, мы имеем громадный опыт в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт. — Прим. ТАСС). <...> Но у китайцев больше потребностей, чем у нас на сегодняшний день. Наше участие всё уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта — будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет, — процитировали Борисова в ТАСС.
«Проекты от безысходности»
Эксперты соглашаются, что, кроме CR 929 и Ил-96, больше российских или с российским участием проектов нет. Как считает авиаэксперт Вадим Лукашевич, оба они — от безысходности:
— Надо же на чем-то летать. В итоге возникает с одной стороны реинкарнация старого самолета — Ил-96, который уже не отвечает современным требованиям. Это идеология машины 30-летней давности — сейчас самолеты с 4 двигателями вообще не делают. А те, которые были в эксплуатации, начиная от Boeing-747 и до Airbus A380, просто списывают, — сказал МСК1.RU Лукашевич.
«Тут же возникает вопрос импортозамещения. Мы же не можем туда ставить советское оборудование 20-летней давности»
Эксперт отмечает, что сразу же нужна будет авионика — зарубежную не получить, а современную отечественную негде брать: «Возникает вопрос импортозамещения».
Впрочем, и на проект китайско-российского самолета смотрит пессимистично. По его мнению, сама программа «безнадежно убыточна», потому что за рубежом покупать их никто не будет. А в проекте возникают серьезные противоречия между странами.
— Проект возможен только тогда, когда обе стороны хотят. Если лет 10–15 назад мы были интересны им как доноры технологий, то сейчас — нет. Что мы им можем сейчас дать в совместном проекте гражданского самолета? У нас компетенций, технологий, авионики, оборудования, двигателей нет, — отметил Лукашевич.
«Мы перестали быть нормальной авиационной державой»
Другой авиаэксперт, заслуженный пилот России Юрий Сытник отмечает, что возможность разработать отечественные машины есть, но потребуются десятилетия.
— С нами никто дружить не хочет их тех стран, которые могут выпускать самолеты. Но мы такая страна, которая может самостоятельно без Китая и Европы или США выпустить машину любого класса и любой дальности. Но это время, лет 10. Хотя не успеем оглянуться, как они пролетят, — сказал МСК1.RU Сытник.
Но при этом Ил-96 считает перспективным проектом, отмечая, что на нем летают президент и министры. Поэтому, по словам Сытника, выпускать их тоже придется, но другой вопрос «10 или 100 машин в год, что большая разница». Однако он отмечает, что самолет может летать и на двигателе ПС-90А2:
— Нет ПД-35, есть ПС-90А2. Пусть не 4 тонны, а 6 тонн топлива расход будет. Нам нефть девать некуда, керосин тоже. Всё это разговоры, и никто их не считает толком. Потому что нет специалистов, а тех дедков, которые были в КБ Туполева, Ильюшина, просто не привлекает. Там же надо как-то заплатить, замотивировать их. А это делать некому. Поэтому могут закопать эту программу, — заключил Сытник.
«У нас на военных самолетах хорошие двигатели, которых нет ни в США, ни в Европе. Что, нельзя сделать двигатель для гражданского флота? Чушь!»
Редакция МСК1.RU отправила запрос в Росавиацию с вопросами о том, что будет с проектами CR 929 и Ил-96–400М и какие самолеты планируют закупать для гражданской авиации.
Напомним, что ранее МСК1.RU писал, что такое Ту-214 и может ли он выпускаться полностью на российских деталях и почему два самолета после заправки в Шереметьево отстранили от полетов. Кроме этого, мы писали, почему Росавиация не подтверждает необходимые документы российским пилотам при устройстве в зарубежные компании.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».