MSK1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Москве

Погода+7°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +5

1 м/c,

зап.

753мм 65%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Дороги и транспорт хроника «Нужно смотреть не на самолет, а на перевозчика». Вспоминаем самые громкие авиакатастрофы последних лет

«Нужно смотреть не на самолет, а на перевозчика». Вспоминаем самые громкие авиакатастрофы последних лет

Разобраться в деталях трагических ЧП нам помог главный редактор Avia.ru Роман Гусаров

Авиакатастрофы случаются по всему миру, в том числе и в России

Недавно в Непале потерпел крушение самолет. Авиакатастрофа стала крупнейшей в стране за последние тридцать лет. Коротко рассказываем, что там произошло, и вспоминаем другие громкие авиакатастрофы прошлых лет вместе с главным редактором Avia.ru Романом Гусаровым.

Непал, 2023 год

В международном аэропорту Покхара в Непале 15 января разбился самолет ATR 72. На борту находились 68 пассажиров и 4 члена экипажа. Рейс авиакомпании Yeti Airlines должен был вылететь из Покхары в Катманду, но потерпел крушение при взлете.

Сотрудник Управления гражданской авиации Непала Гьянендра Бхул сообщил, что причиной авиакатастрофы могла стать техническая неисправность самолета.

— С погодой проблем не было, поступила предварительная информация, что самолет разбился по техническим причинам, — сказал он местному изданию MyRepublica. — Была получена информация, что в самолете было замечено пламя, когда он еще находился в воздухе.

Он также добавил, что в момент нахождения самолета в воздухе в нём был замечен огонь. Но не все эксперты полагают так же.

— Насколько я помню из видео происшествия, никаких признаков дыма и огня замечено не было, — рассказал MSK1.RU Роман Гусаров. — Конечно, там не было видно, работают двигатели или нет, а это немаловажно. Скорее всего, самолет упал по причине так называемого сваливания, то есть происшествия, когда допустимая минимальная скорость находится ниже нижнего предела.

«При таких условиях воздушное судно физически лететь не в состоянии, поэтому самолет валится прямо на крыло»

— Здесь это было характерно выражено: самолет летел прямо, а потом раз — и резко стало его вокруг своей оси разворачивать, то есть это не был поворот направо или налево. Это просто было разворачивание, такая «бочка». Однако первоначальную причину мы пока не знаем, ее установят только после того, как расшифруют бортовые самописцы.

Китай, 2022 год

21 марта 2022 года пассажирский Boeing-737 авиакомпании China Eastern потерпел катастрофу на юге Китая, совершая рейс из Куньмина в Гуанчжоу. На борту разбившегося лайнера пребывали 132 человека — 123 пассажира и 9 членов экипажа.

Некоторые американские издания публиковали версию, что авиакатастрофа могла быть преднамеренной. Многие обратили внимание на странности этого события: Boeing-737 набрал большую высоту, после чего внезапно перешел в резкое вертикальное снижение и на огромной скорости врезался в гору. Воздушное судно находилось в хорошем состоянии, а погода была летной. Но никакого сигнала тревоги перед исчезновением с радаров самолет не подавал.

Расследователи катастрофы полагают, что в случившемся с большой долей вероятности может быть виноват пилот. Также существует предположение, что в кабину самолета мог проникнуть кто-то еще и умышленно вызвать крушение.

— Мне вспоминается подобный случай в Казани еще в прошлом десятилетии, — сказал Роман Гусаров. — Самолет, пролетая над аэропортом, резко перешел в пикирование и как ракета полетел вниз. Тогда действительная причина произошедшего не была выяснена, но были большие подозрения, что это некая особенность самого самолета. Не исключаю вероятности, что это могло быть преднамеренно, однако за всю историю гражданской авиации могу вспомнить, наверное, только один такой случай, когда пилот решил покончить жизнь самоубийством. Поэтому вряд ли здесь такая же аналогия.

Россия, 2021 год

В 2021 году в России произошло 25 авиакатастроф гражданских и военных воздушных судов. Из-за этого ее стали называть «страной падающих самолетов».

Самые распространенные проблемы вскрылись в авиакомпаниях, выполняющих региональные перевозки. А наибольшее число крушений самолетов произошло на Камчатке, в Московской и Иркутской областях.

По словам руководителя Росавиации Александра Нерадько, подобные происшествия случаются из-за неэффективной работы топ-менеджеров авиакомпаний, которые бездействуют при выявлении нарушений правил полетов или сами им способствуют.

— Страной падающих самолетов Россию стали называть именно журналисты, — уточнил Роман Гусаров. — Ключевые слова здесь — «гражданских» и «военных» воздушных судов. Из этих 25 авиакатастроф крупных гражданских было всего несколько. Вместо вот такого окольного «а», «ой» и «ай-ай-ай» статистику надо анализировать серьезно. Например, в пересчете на количество летных часов. Допустим, за миллион часов произошло столько-то происшествий. Вот тогда будет правильно. К тому же важно выяснять причины и тенденции крушения самолетов. Если, например, за данный промежуток времени произошли два события, которые похожи и по причинам, и по последствиям, тогда уже можно говорить о том, не является ли это закономерностью. А если события совершенно разные, то это не системная проблема.

Иран, 2020 год

8 января 2020 года Boeing 737–800 авиакомпании «Международные авиалинии Украины», выполнявший рейс в Киев, разбился вскоре после вылета из аэропорта Тегерана. Все 176 человек, находившихся на его борту, погибли: 167 пассажиров и 9 членов экипажа.

Официальные лица Ирана сначала заявили, что лайнер загорелся и разбился из-за технических неисправностей двигателя. Однако уже 11 января 2020 года начальник Генерального штаба Вооруженных сил Ирана признал, что самолет случайно поразили силы ПВО: он пролетел рядом с иранским военным объектом и считался «вражеской целью».

Самолет упал вскоре после вылета, все находившиеся на борту погибли

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что ожидает от властей Ирана полного признания вины, официальных извинений, наказания виновных и выплаты компенсаций.

— Ни одна страна в мире даже с самым жестким обеспечением системы безопасности не гарантирует, что террористы не найдут какой-то лазейки и не захватят самолет, — напомнил Роман Гусаров. — Поэтому сказать, что нет, это точно не может произойти, конечно, нельзя. Садясь в машину, вы не уверены, попадете вы в аварию или не попадете. Здесь всё то же самое. Но, конечно, вероятность данного события невероятно низка, если считать статистически. То, что произошло в Иране, — это трагедия, это ошибка.

Колумбия, 2016 год

В ноябре 2016 года самолет Avro RJ-85 упал неда­леко­ от аэро­порта­ горо­да Меде­льин из-за­ нехва­тки топли­ва. Из 68 пассажиров выжили только 6 человек. Среди них оказался авиамеханик из Боливии Эрвин Тумири, который поделился своими воспоминаниями со СМИ:

— Свет в самолете погас, его начало трясти. Многие встали со своих мест и начали кричать. Я поставил багаж между ног и встал в рекомендованную стойку. Потом я услышал звук «врум-врум», после чего уже ничего не помнил. Очнулся я, когда уже лежал на земле. Причин возникновения катастроф множество, поэтому пути их решения будут так же различны. Сложно говорить о каких-либо лайфхаках, хотя один все-таки назвать могу, — развил тему Роман Гусаров. — У меня часто спрашивают, какой самолет самый безопасный, я всегда отвечаю, что нужно смотреть не на самолет, а на авиакомпанию. Что это за перевозчик, давно ли он на рынке, какая у него статистика?

«Есть большая разница между тем, чтобы полететь авиакомпанией премиум-класса или отправиться в путь "шарашкиной конторой", которая в два раза дешевле»

Надо понимать, что эта экономия может сыграть злую шутку. Не потому, что на рынке есть какие-то плохие авиакомпании, а просто потому, что большая богатая компания больше денег вкладывает в подготовку пилотов, у них новые самолеты, всё строже и дисциплинированнее.

Несмотря ни на что эксперты подчеркивают, что гражданская авиация является, как ни крути, самым безопасным видом транспорта. Безопаснее железных дорог, автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта. Об этом же говорит и статистика.

Трагедия и чудо

Одной из самых громких авиакатастроф прошлого десятилетие стало крушение самолета под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Это произошло в сентябре 2011 года. Ранее мы воссоздали крушение Як-42 через воспоминания очевидцев.

Самолет с игроками и тренерами «Локомотива» упал в реку Туношонка при взлете из ярославского аэропорта

А в 2019 году в Подмосковье произошло ЧП, которое впоследствии назвали «Чудо в кукурузе». Лайнер «Уральских авиалиний» с 226 пассажирами вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский и столкнулся со стаей чаек. Самолет не дотянул до аэродрома, но удачно приземлился в поле. Успешная посадка позволила сохранить жизни всех людей на борту. Удалось избежать и пожара, хотя баки были полными. В 2022-м мы нашли и показывали то, что осталось от А321.

Авиаэксперт и журналист Игорь Зырянов опубликовал видеореконструкцию посадки лайнера «Уральских авиалиний» в кукурузном поле
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем