Дороги и транспорт подробности Роботакси, умные трамваи и поезда без машинистов. Когда беспилотный транспорт в Москве станет привычной реальностью

Роботакси, умные трамваи и поезда без машинистов. Когда беспилотный транспорт в Москве станет привычной реальностью

Что в этом направлении уже сделали и какие сложности возникли при развитии проекта

Беспилотный автобус для парковых зон в Москве тестировали еще 1,5 года назад

В Москве часто внедряют транспортные нововведения — обновляется парк трамваев и автобусов, открываются новые линии метро и центральных диаметров, а недавно, после 17-летнего перерыва, снова появились регулярные речные маршруты. Еще одна цель властей — повсеместный запуск беспилотного транспорта, который решит проблему нехватки водителей. В 2018 году мэр Москвы Сергей Собянин подписал с ведущими компаниями-производителями («Яндекс», «Группа ГАЗ», институт «НАМИ» и «КАМАЗ») соглашение о сотрудничестве в этом направлении.

Беспилотники — уже реальность. На базе «Яндекса» давно тестируются умные такси, а в июле 2023 года по федеральной трассе М-11 «Нева» поехали автономные грузовики. Но общественный транспорт пока еще не способен обходиться без помощи человека.

С какими трудностями столкнулись власти при запуске беспилотного транспорта и когда для пассажиров станут доступны умные такси, автобусы, трамваи и поезда — в разборе MSK1.RU.

Автобусы и трамваи

Первый в России беспилотный автобус появился в 2016 году. Его запустили на базе инновационного центра «Сколково» и назвали MatrEshka. Он развивал скорость до 30 км/ч, а до полного разряда батареи проезжал 130 километров (или четыре часа).

Тогда же автопроизводитель «КАМАЗ» анонсировал запуск беспилотных автобусов в России к 2018 году. Компания представила проект «ШАТЛ» это 12-местные автобусы, способные ездить без водителя. Маршрут прокладывается в режиме реального времени и зависит от пассажиров, которые общаются с «ШАТЛом» с помощью мобильного приложения, задавая точку назначения.

Над разработкой трудились Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и компания «Яндекс».

Это было только стартом проекта. Зимой 2022 года в парке ВДНХ, на территории комплекса «Техноград», начали тестирование умных экскурсионных микроавтобусов, созданных Московским политехническим университетом. Шаттлы работают на электричестве и оснащены камерами, радарами, системой глобального позиционирования и ультразвуковыми датчиками. Мини-автобусы вмещают четырех человек.

А в сентябре 2023 года пресс-служба «КАМАЗа» сообщила, что сборка прототипов и испытания беспилотных автобусов намечены на 2025–2030-е годы.

— Целью программы является достижение абсолютного автономного движения под контролем искусственного интеллекта, — говорится в сообщении.

«КАМАЗ» планирует увеличить дальность хода автобусов и снизить энергопотребление и массу автомобилей. Также в них должна появиться система проверки состояния подвижного состава.

В 2021 году в Краснопресненском депо начали готовить вагон трамвая с оборудованием для автономного движения. Его собирались тестировать сначала в депо, а позже — на городских маршрутах, но без пассажиров. Предполагалось, что тестовый трамвай поехал бы в 2022–2023 годах. Это был совместный проект правительства Москвы и «Яндекса».

По словам заммэра Москвы по транспорту Максима Ликсутова, 80 процентов трамвайных путей в столице уже обособлены, и правительство города делает всё возможное, чтобы беспилотный транспорт стал доступен для граждан как можно скорее.

— Беспилотный трамвай — такое будущее вполне реалистично. Всё это заложено в транспортную программу Москвы, мы ждем новейшие российские решения и готовы с ними работать в столице, — уверял он.

Системами беспилотного управления оснастили бы трамваи «Витязь-М» модели 71–931М. В 2016 году Мосгортранс закупил 300 таких вагонов примерно по 95 миллионов рублей за каждый состав. Но из-за санкций проект быстро заморозили.

— В связи с тем что в настоящее время на территорию Российской Федерации не осуществляется ввоз оборудования, необходимого для реализации проекта «Беспилотный трамвай», работа над указанным проектом временно приостановлена, — ранее сообщил замруководителя дептранса Владимир Макаров в ответ на запрос читателя MSK1.RU.

Поезда

О запуске умных поездов метро также начали говорить в 2018 году. В качестве площадки для экспериментов выбрали Кольцевую линию — одну из самых загруженных веток.

— У нас есть Кольцевая линия метро, которая в день перевозит 650 тысяч пассажиров, наш план — в течение пяти лет именно на этом участке рассмотреть возможность внедрения беспилотных вагонов, — заявил Максим Ликсутов на заседании IT-комитета Международного союза общественного транспорта.

В этом деле столичные власти планировали ориентироваться на опыт иностранных экспертов.

Поезда без машинистов хотели запустить и на Московском центральном кольце (МЦК). Первый вагон поехал бы в 2019 году, а в дальнейшем эту технологию хотели внедрить на МЦД и других железнодорожных маршрутах. Но этого так и не произошло.

Снова о вагонах, способных ездить самостоятельно, заговорили в феврале 2023 года. Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, сейчас разрабатывается поезд нового поколения, который появится в 2026 году.

— Он вместит больше пассажиров, его двери будут рекордно широкими, а внутри станет еще тише и комфортнее. Также прорабатываем возможность внедрения автономного хода и беспилотного управления, — рассказал Собянин.

Поезда новейшего поколения будут заряжаться во время остановок и ехать до следующей станции с минимальным использованием контактной сети. Как считают в дептрансе столицы, в будущем это позволит отказаться от контактной сети между станциями метро.

Также недавно стало известно о запуске беспилотных «Ласточек» на МЦК. Первый состав должен поехать в 2024 году. Правда, сначала в кабине будет сидеть машинист, но позже работу таких поездов станут контролировать дистанционно.

— Человек будет находиться в кабине поезда во время движения, но, по сути, это будет уже не машинист, а оператор. Это третий уровень автоматизации, — рассказал генеральный директор РЖД Максим Белозеров.

Такси

Первые тестирования роботакси «Яндекс» провел в феврале 2018 года. Тогда по району Хамовники проехала машина, которая сама останавливалась на светофорах, объезжала препятствия, меняла скорость, а также реагировала на знаки и других участников дорожного движения.

Как заявлял Ликсутов, Москва может стать первым городом в Европе, где ездят беспилотные такси.

В 2023 году «Яндекс» начал проводить более серьезные тесты, которые проходили в районе Ясенево. Перед этим Центр организации дорожного движения и Мосгортранс осмотрели улицы, подходящие для таких мероприятий, и выбрали участки возле станций метро «Ясенево», «Битцевский парк» и «Новоясеневская».

В Ясеневе есть около 40 точек посадки и высадки умных такси. Для подстраховки в машине находится инженер-испытатель.

Сейчас роботакси ездят с 07:00 до 01:00, а одна поездка обходится пассажиру в 100 рублей. Стать участником тестирования может любой совершеннолетний, подавший заявку на сайте «Яндекса». Позже сервис станет доступен и для других жителей района.

В 2018 году компания начала активно испытывать беспилотные такси в Иннополисе — IT-городе в Татарстане. Недавно машина роботакси впервые самостоятельно выехала на дорогу и проехала 50 километров. Для безопасности ее сопровождал автомобиль с водителем.

— «Яндекс» проводит испытания беспилотных автомобилей в три этапа. На первом водитель-испытатель находится на водительском сиденье и не управляет автомобилем, но готов вмешаться в случае непредвиденной ситуации, — объяснил руководитель сервиса роботакси компании Андрей Кармацкий. — На втором этапе водитель-испытатель сидит на пассажирском месте с устройством для экстренного торможения. Финальный этап проходит без водителя: машину сопровождает другой автомобиль с оператором, который может моментально совершить экстренную остановку беспилотного автомобиля удаленно.

Закон и безопасность

Один из важнейших показателей качества работы городского транспорта — это безопасность. Поэтому в 2018 году правительство Москвы поставило задачу разработать нормативы, законодательно урегулировать работу автономного транспорта и создать стандарты его коммуникации во время движения. Машины должны общаться друг с другом и с другими участниками дорожного движения. Кроме того, взаимодействовать с беспилотниками будет интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы, контролирующая работу дорожных объектов.

— Требуется определить стандарты — на каких радиочастотах, в каком радиусе светофор должен передавать сигнал в эту машину, чтобы понять, что он переключился на другой свет. Эти функции мы взяли на себя. Мы должны закладывать эти все вводные в наши электронные карты, разметку, транспортную систему, чтобы в будущем беспилотный транспорт мог бы по Москве ездить без ограничений, — говорил тогда Максим Ликсутов.

Работу беспилотного транспорта в мире начали контролировать давно. Еще в 1968 году приняли Венскую конвенцию о дорожном движении, где прописано, что у каждого автомобиля должен быть водитель. Поэтому некоторые компании тестируют свои разработки в странах, которые не ратифицировали Венскую конвенцию на своей территории, например в США, Малайзии или Китае.

Подписала Венскую конвенцию и Россия. Но в стране действуют и свои законы. В марте 2022 года правительство запустило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для беспилотного транспорта, действующий в 38 регионах РФ.

Как уточняют в Минэкономразвития России, ЭПР приняли на основе обращений компаний-разработчиков технологий автономного вождения. Экспериментальный режим, считают в министерстве, поможет на практике использовать умные автомобили и понять, как регулировать это направление в России в дальнейшем. Именно использование ЭПР позволило запустить беспилотные грузовики на трассе М-11 в июле 2023 года. Срок действия режима — три года.

— ЭПР пишется в том числе с участием технологических команд. Этим занимаются не только чиновники, но и люди, которые фактически внедряют такой транспорт. Если эксперимент будет положительным, через три года (после ввода ЭПР. — Прим. ред.) у нас есть шанс поменять законодательство, рассказал руководитель управления по транспорту Фонда Сколково Кирилл Жанайдаров.

Сейчас разрабатывается закон «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Он будет регламентировать работу беспилотного транспорта. Один из основных аспектов, которые требуют детального разбора, — это ДТП.

Ведь пока непонятно, кого винить, когда происходит авария. К примеру, в 2018 году в США под колесами беспилотного такси погибла велосипедистка. Тогда компании-перевозчику пришлось приостановить испытания всех своих беспилотников.

По словам Кирилла Жанайдарова, в вопросе таких ДТП могут быть три виновника: разработчики программного обеспечения, компания-производитель и водитель-испытатель. Но четкого ответа дать нельзя.

— В российских ЭПР достаточно четко расписано, что, во-первых, машина должна иметь камеру на 360 градусов, вся эта информация хранится достаточно долгое время. В случае ДТП она предоставляется соответствующему органу, инцидент рассматривается, и ответственность несет компания, которая получала право на использование беспилотного транспорта, — объяснил эксперт.

По словам Жанайдарова, в России не хватает единой открытой библиотеки по беспилотному транспорту. Такие сервисы есть в других странах, и они очень полезны.

— Есть люди, которые пытаются это дело продвигать. Но здесь надо посадить за стол всех разработчиков, чтобы они поделились теми данными, которые собирают уже сейчас, и теми алгоритмами, которым уже обучили автомобили. Но в России это сложнее сделать, — отметил эксперт.

Санкции и сроки запуска

Сложная геополитическая обстановка не могла не повлиять на развитие проекта беспилотного транспорта в России. Подстраиваясь под новые условия жизни, производители вынуждены искать новые комплектующие, а на это нужны дополнительные время и деньги.

В 2022 году власти Москвы успокаивали, что санкции не повлияли на работу столичного транспорта. Городские программы, связанные с закупкой нового подвижного состава и для метро, и для наземного транспорта, продолжали реализовываться.

— Наши партнеры, компании российского транспортного машиностроения, ускоренными темпами переходят на компоненты, в первую очередь российские, которые многие из них уже заменили. И поэтому какой-то существенной остановки в поставках в текущем году даже нет, — говорил Максим Ликсутов в одном из интервью.

В свою очередь, в начале 2022 года эксперты Национальной технологической инициативы Autonet рассказали РИА Новости, что у разработчиков беспилотного транспорта не будет проблем с программным обеспечением, а также радарами и лидарами (технологией измерения расстояний с помощью светового луча). Но проблемы могут возникнуть с комплектующими, без которых нельзя создать аппараты для позиционирования автономных машин в пространстве и распознавания окружающей среды.

— Также могут быть недоступны некоторые компоненты для интеллектуальных транспортных систем. Но чипсеты и устройства для ИТС можно будет заменить аналогами без больших временных задержек, — добавили в Autonet.

Мнение экспертов Autonet в этом году подтвердил руководитель направления транспортного консалтинга «Урбантех» Алексей Занчурин. По его словам, несмотря на введение санкционного режима, производителям удалось сохранить и темпы внедрения ИТС, и сложности их организации.

— В первую очередь значительный скачок произошел в программном обеспечении (ПО): наличие собственных специалистов и технологий в этой области позволило практически полностью импортозаместить все ПО сектора. Но всё еще остаются сложности с аппаратной частью, — говорит Занчурин.

Первое время действительно была нехватка оборудования и комплектующих, которые закупали за рубежом. Благодаря параллельному импорту стандартное оборудование стало доступно к покупке. Но цены выросли на треть, а сроки поставки и вовсе достигают нескольких месяцев в зависимости от типа продукции. Несмотря на это, доля зарубежных комплектующих и оборудования в российских ИТС, по словам эксперта, — около 80 процентов.

— Заменить их даже в среднесрочной перспективе не получится. Впрочем, власти пытаются переходить на отечественные разработки там, где это возможно. А в перспективе мы будем стараться достичь полной локализации и аппаратной части, — добавил Алексей Занчурин.

Но беспилотный транспорт, кажется, не стал для города приоритетным направлением. Разговоры об этом продолжаются, но правительство Москвы, похоже, не бросает на него все силы.

— Очень модная тема — беспилотники. Сегодня тестируются практически во всех видах транспорта, на дорогах, в метрополитене, пригородных электричках, трамваях. За этим, наверное, будущее, я не думаю, что это радикально улучшит движение на дорогах, но тем не менее такая система тестируется, я думаю, что, конечно, она будет внедрена в городе, — отмечал мэр Москвы Сергей Собянин.

Умные машины могут решить проблему нехватки водителей, но никогда не заменят их окончательно. К примеру, в метро без машинистов обойтись нельзя, даже если поезда и поедут сами, нужна помощь человека, который будет следить за движением и избегать аварий.

Без работы также не останутся и таксисты с курьерами — беспилотные автомобили будут внедрять постепенно.

— Стоит понимать, что никакого бума беспилотников в ближайшее время не будет, но мы считаем, что именно городской транспорт может стать драйвером в этом направлении, — сказал Максим Ликсутов.

Он добавил, что ожидать перехода на беспилотный транспорт в Москве в ближайшие годы не приходится, это вопрос 10–15 лет. То есть умные машины, включенные в систему общественного транспорта, появятся в столице не ранее 2030–2040 годов.

— Беспилотный транспорт в России развивается ударными темпами, но предстоит преодолеть еще множество проблем. Учитывая быстро меняющиеся геополитические условия, делать какие-либо прогнозы, когда беспилотный транспорт в полной мере выйдет на дороги России, достаточно сложно, — заключил Алексей Занчурин.

Надо ли запускать в Москве беспилотный транспорт?

Да, давно пора
Сначала надо обкатать как следует
Нет, за рулем должен сидеть человек

Не получилось пока у чиновников запустить и водоробусы, а также скоростные вакуумные поезда.

Зато большие изменения произойдут в столичной подземке. Речь идет о строительстве Бирюлевской, Троицкой и Рублево-Архангельской веток метро. Троицкую (изумрудную) планируют запустить уже в 2024 году. Ранее мы уже показывали, как сейчас выглядят будущие станции.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем