MSK1
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Москве

Погода+13°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

0 м/c,

штиль.

744мм 85%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Дороги и транспорт подробности Путин поставил задачу к 2023 году. Почему на улицы Москвы не выехали водоробусы и ждать ли их в будущем

Путин поставил задачу к 2023 году. Почему на улицы Москвы не выехали водоробусы и ждать ли их в будущем

Как столичные власти пытаются развивать общественный транспорт и почему что-то пошло не так

Внешне водоробусы очень похожи на электробусы, которые уже несколько лет возят москвичей

Электробусы — не единственный экологичный вид транспорта. В Москве конкуренцию ему могли бы составить водоробусы, о которых говорили уже давно и почти назначили дату их тестирования. Но в итоге проект так и остался на стадии планов и задумок. Почему водоробусы так и не выехали на маршруты и произойдет ли это в ближайшем будущем — в разборе MSK1.RU.

С чего всё началось

Впервые об этом заговорили три года назад, когда президент России Владимир Путин поставил задачу к 2023 году создать автобус на водородном топливе. По его словам, это важно для соблюдения требований по сохранению природы. В крупных городах особенно часто используется транспорт на дизельном топливе, выхлопы от которых портят экологию.

В Москве первый водоробус представили годом позже на выставке «Комтранс-2021». Основой для него стала модель электробуса КАМАЗ-6282, который, по словам чиновников, зарекомендовал себя как экологичный, бесшумный и комфортный вид транспорта.

Тогда же, в 2021 году, КАМАЗ и «Роснано» подписали с правительством Москвы соглашение о тестировании водоробусов и наметили его на 2022 год. Городские чиновники считали его неплохой альтернативой дизельному автотранспорту.

— Мы идем дальше — перестали закупать дизельные автобусы для поездок москвичей, увеличиваем количество экотранспорта, разрабатываем новые инновационные модели. Совсем скоро начнем обкатывать водородный электробус — самый экологичный вид наземного городского транспорта на сегодняшний день, — говорил тогда глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.

Но в итоге самый экологичный вид транспорта оказался для московских властей не таким уж и выгодным.

Что пошло не так

У водородных автобусов на самом деле есть ряд преимуществ перед электрическими. Например, водоробусы не нужно заряжать по ночам (достаточно заправлять раз в сутки на специальной станции), у них нет аккумуляторов, которые придется утилизировать после того, как они придут в негодность. А еще водоробус на одной заправке проедет 250 километров, а электробус — только 70. Но водородный транспорт обойдется Москве значительно дороже.

— По предварительным оценкам, стоимость водоробусов окажется неподъемной для большинства российских регионов, даже без учета стоимости заправочной инфраструктуры, — считают в Государственной транспортной лизинговой компании.

Электробусы дешевле водоробусов, но их надо постоянно заряжать, и на одной заправке они проезжают намного меньше

По их данным, один водоробус стоит не менее 90 миллионов, а один электробус — примерно 64 миллиона рублей.

Что в итоге решили

Свою роль сыграли и санкции, из-за которых проект пришлось передвинуть. Столичные транспортники и вовсе заявили, что водородный транспорт еще сыроват и не готов к массовым испытаниям.

— Пока еще технологическая платформа не дошла до такой стадии, когда водоробус можно аккумулировать на полосу. Когда дойдет, то с удовольствием привезем, но не любой ценой, — сказал генеральный директор Мосгортранса Николай Асаул.

Ожидать возобновления тестирования водоробусов стоит не раньше 2027 года. Москва еще не приспособлена для такого транспорта — в городе нет ни одной водородной заправочной станции, к тому же ни одна из российских компаний-поставщиков энергии не захотела их поставлять и устанавливать.

— К сожалению, мы видим, что в России, несмотря на невероятные возможности по газификации транспорта, революционного использования транспорта на природной тяге не случилось ввиду отсутствия инфраструктуры. На основании этого, говоря о водородном транспорте, мы должны делать вывод, что инфраструктура является необходимым элементом, — пояснил заместитель генерального директора КАМАЗа Ирек Гумеров.

«Сегодня даже в Москве нет ни одной водородной заправочной станции, и нормативно проблема не решена»

Между тем, власти Москвы продолжают развитие электротранспорта. Недавно дептранс подписал очередной контракт на поставку более 1000 электробусов в 2023–2024 годах.

Нужны ли Москве водоробусы?

Да, конечно! За ними будущее
Только если вместо дизельных автобусов
Нет, это лишнее — хватает автобусов и электробусов
Мне вообще всё равно

О чем еще стоит забыть

Водородный автобус — не единственный проект экологичного транспорта, который пришлось отложить

В последние несколько лет власти Москвы задумывались о внедрении беспилотников, которые могли бы решить проблему недостатка водителей общественного транспорта. К примеру, планировалось создать беспилотный трамвай, который в тестовом режиме могли запустить в конце 2022 — начале 2023 года.

Системами беспилотного управления должны были оснащать трамвай «Витязь-М» модели 71–931М. Мосгортранс закупил 300 таких трамваев в 2016 году примерно по 95 миллионов рублей за каждый состав. Но из-за отсутствия нужной инфраструктуры проект приостановили.

— В связи с тем, что в настоящее время на территорию Российской Федерации не осуществляется ввоз оборудования, необходимого для реализации проекта «Беспилотный трамвай», работа над указанным проектом временно приостановлена, — ранее объяснил тогда замруководителя дептранса Владимир Макаров в ответ на запрос читателя MSK1.RU.

Несмотря на санкции, московские власти не отказались от идеи менять дизельные автобусы на экологичный транспорт

Но в Москве всё еще пытаются запустить беспилотный транспорт. В феврале этого года начали работу над поездом нового поколения, который сможет ездить в метро без машиниста. Его планируется ввести в строй через три года, но пока неясно, удастся ли воплотить его в реальность, не вмешаются ли в планы столичных властей санкции и на этот раз.

Также в 2022 году перенесли запуск регулярных речных маршрутов. Речные суда должны были появиться на двух маршрутах: Печатники — Автозаводский мост и парк «Фили» — Киевский вокзал. В прошлом году протестировали электроходы «Синичка» и «Филька», провели диагностику конструкции корпуса на соответствие чертежам и подводной части, управления и швартовки. Но из-за санкций пришлось перейти на российские комплектующие, которые нужны для создания электросудов. А на это нужно больше времени.

— В результате корректировки логистики и замены импортных составляющих мы приняли решение о переносе пяти судов на следующий сезон навигации. Вызвано это, в первую очередь, почти полным переходом от иностранных запчастей на российские компоненты и узлы. Даже такой важнейший элемент в электрическом судне, как мотор, будет полностью отечественного производства, — пояснил замруководителя столичного департамента транспорта Алексей Митяев.

Под раздачу также попала виртуальная «Тройка», запущенная в декабре 2021 года. Чтобы ей пользоваться, нужно было купить проездной билет на 30, 90 или 365 дней в приложении «Метро Москвы» и добавить его в электронный кошелек — Google Pay или Samsung Pay. Привязать в приложении обычную пластиковую «Тройку» так, чтобы пользоваться только смартфоном для оплаты проезда, по-прежнему было нельзя.

В феврале 2022 года Google Pay перестал работать в России, из-за чего проект виртуальной «Тройки» пришлось также отложить на потом. Чтобы перенести купленные билеты на физический носитель, москвичи обращались в сервисные центры департамента транспорта.

Санкции отразились и на функциональности карт «Тройка», которые в Москве используют для проезда в общественном транспорте

Тогда же встал вопрос о производстве уже физических «Троек». Завод «Микрон», который производит транспортные карты, попал под санкции, и голландская компания NXP, которая поставляла для них чипы, прекратила сотрудничество с Москвой.

Чтобы решить эту проблему, столичный дептранс решил создавать чипы самостоятельно. Узнать новые «Тройки» можно с задней стороны, которая отмечена знаком V.

— В прошлом году полностью перешли на российский чип в «Тройках». Сейчас ведем работу над внедрением более современного чипа, который позволит запускать еще больше билетных решений, — прокомментировал Максим Ликсутов.

Есть и хорошие новости: в Москве впервые за 17 лет пустили городской речной транспорт. Мы уже рассказывали, можно ли теперь пользоваться электроусдами по «Тройке».

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем