Ярославский вокзал — старт нашего небольшого путешествия. Сейчас в СМИ активно обсуждают открытие будущего МЦД-5. Власти обещают, что диаметр начнет свою работу после 2026 года. Он должен будет соединить Павелецкое и Ярославское направления, одни из самых многолюдных в пригороде Москвы.
Корреспондент MSK1.RU решил лично узнать, в каком состоянии находятся станции и платформы будущего D5. Он поговорил с пассажирами и спросил, как они добираются до работы и обратно.
Коллапс в час пик
Когда оказываешься на Ярославском вокзале, глаза просто разбегаются. Тебя встречает сразу 16 путей, на которых стоят 6–7 электричек, готовых к отправлению. Пока накрапывает дождь, перепрыгивая лужи, пассажиры спешат к своему вагону. Поезда старые, слегка ржавые на вид. Правда, разглядывать вокзал времени нет, электричка до Сергиева Посада отправляется уже через минуту.
Запрыгиваю в ближайший вагон. Меня встречает кабинка с туалетом и ужасный запах. Справа — дверь к пульту управления поездом, а слева — вход в первый вагон. Там — никого. На часах около 9 утра. Никого нет — наверное, потому что все едут в Москву, а не наоборот.
Уже во втором вагоне становится понятно, что дело в чем-то другом. Вагон заполнен пассажирами, никто не стоит, пустые места есть, но каждое сиденье занято.
— А подскажите, почему все сидят здесь? — обращаюсь к пассажиру, отрывая его взгляд от окна.
— Ну как почему, вы были в том вагоне? Вонь стоит неимоверная, там сидеть невозможно, — отвечает мужчина. — Вот люди все и идут во второй вагон.
Дальше поезд действительно заполнен людьми. Стоит отметить, что сиденья новые, синие, мягкие. Но стоит войти в следующий вагон, как людей резко становится меньше. Всё дело в лавочках — они старые и твердые.
— А в вагонах всегда так мало людей? — присел я рядом с милой старушкой с тележкой.
Она смеется и лишь спустя небольшую паузу отвечает:
— Молодой человек, конечно, всё зависит от того, куда вы едете. Ну вы попробуйте из Пушкино или Мытищ уехать с утра. Там яблоку упасть негде. Люди едут на работу. А вечером сесть в сторону Пушкино невозможно.
Пассажиры часто жалуются на загруженные вагоны на Ярославском направлении. Особенно тяжело по утрам пересаживаться с электричек на метро. С Ярославского вокзала прямой выход на Сокольническую и Кольцевую линии. Из-за большого потока пассажиров там часто бывают столпотворения.
Ранее председатель Союза пассажиров России и член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков рассказал нам, что Ярославское направление самое загруженное из всех.
— На МЦД-5 будет неравномерное распределение пассажирского потока. Ярославское крайне загружено, а Павелецкое — нет, — объяснил эксперт. — Когда появится диаметр, люди либо станут «давиться» на Ярославском направлении, либо пустят больше поездов, которые будут идти только до Ярославского вокзала.
Что с отоплением
В поезде в одном из вагонов висел градусник. На нем были критерии, по которым видно, что температура не должна быть ниже 14 градусов. В противном случае необходимо обратиться по номеру, указанному на табличке.
Забавно, что термометр показывал именно 14 градусов, хотя температура воздуха за окном — плюс 3 градуса. При этом вагон был действительно теплым, и чувствовалось, что отопление работает как надо.
Правда, в следующем вагоне ситуация изменилась. Здесь уже не было градусника. Более того, здесь тоже сидело мало людей.
— Холодно, да? Так всегда? — обратился я к пассажиру, который утонул где-то в глубине своей большой куртки.
— Да нет, — дернул плечами мужчина. — Раз на раз не приходится. Где-то отопление есть, где-то его нет, хотя должно быть везде. Но электрички старые, сами понимаете.
— Я слышал, что машинисты могут предупреждать, в каких вагонах есть отопление, а в каких нет. Вы слышали о таком?
— Чего? Нет, конечно! — возмутился мужчина. — Это ерунда, молодой человек. Никто ничего не говорит. А если бы и говорил... Час пик, и в составе 2–3 вагона с отключенным отоплением, что делать людям?
«Вы сами представляете, чтобы люди ехали как селедки в бочке в пяти вагонах, а три остальные пустовали? Не бывает такого»
Дойдя до последнего вагона, я убедился, что градусники действительно висят не везде. Буквально в одном вагоне из всего состава их удалось найти.
— А на термометры смотрите?
— Да какая разница от них. Вот мы с вами сидим, вагон старый, да? Чуть поддувает, но не страшно, — размышлял мужчина в большой куртке. — А вот представьте: час пик, люди набиваются в вагон, а там еще отопление шпарит. Все в куртках, все бежали с утра, запыхались, вот и едем все мокрые. Нужно терпеть, что поделать.
— Может, с МЦД-5 лучше станет, новые поезда пустят?
— Не знаю, недавно ехал на четвертом диаметре, там до сих пор старые ездят. Такие же, как у нас, — с грустью ответил он.
Пушкино и Мытищи
Так за беседой мы добрались до Пушкино. Станция спокойна, людей вышло немного, но сразу видно, что платформа узкая. Когда мы добрались, было почти 10 часов утра, приехало не так много людей, человек 20–30. Но в час пик, кажется, все идут очень кучно.
Дальше в сторону Сергиева Посада и на Пушкино был всего один человек. Оказалось, что на станции нельзя перейти на другую платформу без оплаты и поехать в обратном направлении.
По «Кошельку» карты «Тройка» проезд обошелся в 132 рубля. Для сравнения, от Павелецкого вокзала до Домодедово проезд стоил 165 рублей. Если представить проезд по будущему пятому диаметру от Пушкино до Домодедово, пассажир должен будет дважды пересесть и заплатить 351 рубль по схеме: 165 + 54 + 132. В случае если бы МЦД-5 работал сейчас, стоимость могла бы не превышать 71 рубля.
Но вернемся к нашему мини-путешествию. Проходя через турникеты, я заметил, как у молодой девушки не срабатывает «Тройка».
— К другому турникету прикладываешь, и всё работает, — объяснила она. — Но я обычно пользуюсь проездным, так выгоднее, просто сегодня тороплюсь, пополнять не стала.
После этих слов она скрылась с другой стороны турникетов. К поездам в сторону Москвы ведет подземный переход. Там подтекает потолок, но люди внимания на это не обращают и бегут скорее к поезду.
В Мытищах находится большая станция, над которой в 2004 году был построен крытый пешеходный мост. Внутри он выглядит современно, есть кофейни и много пространства. Несмотря на то что мост открыли меньше 20 лет назад, выглядит он устрашающе.
Платформы на станции точно ждут своей очереди на ремонт. Большие куски плитки отсутствуют, вместо них там лежат бревна. Сами платформы снизу также подперты деревяшками.
— Несколько лет уже валяются, — рассказала местная жительница. — Лежат себе. Некрасиво. Каждый бордюр в Москве меняют раз в три месяца, а у нас вся плитка уже разваливается, и вот вместо нее деревяшки эти.
По словам пассажирки, по утрам в поездах приходится сталкиваться с очень большим количеством людей.
— С трудом входим в электричку. Через нас много их идет, все набиты, — добавила она. — Но ждем, надеемся, что станет лучше.
Ранее мы писали, что москвичи пожаловались на состояние пригородных электричек. Также MSK1.RU рассказывал, как выглядят станции на Павелецком направлении.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».