В последние годы метро в Москве развивается бешеными темпами. Несколько месяцев назад власти запустили новые станции БКЛ, среди которых «Варшавская», «Каширская», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Также открылись новые станции на желтой и салатовой ветках. А около полугода назад закончили реконструкцию Замоскворецкой линии. И на всё это, конечно, требуются деньги. И немалые.
— Содержание московской подземки обходится в два раза дороже всех остальных метро в России, — сообщил MSK1.RU эксперт проекта «Контур.Торги» Василий Данильчик, который проанализировал закупки российских метрополитенов.
Только представьте — за последние пять лет Московский метрополитен потратил из бюджета 863 миллиарда рублей.
— В 2020 году московское метро заключило контракт на 217 миллиардов рублей на поставку новых вагонов, — уточнил Василий Данильчик. — Сейчас идет последний этап поставки: до конца 2023 года на линии должны выйти 11 новых подвижных составов.
«Могу с уверенностью утверждать, что с подобным бюджетом можно купить практически любой дом в Москве, проект или заявиться на рынке как девелопер»
Тратить деньги руководство столичной подземки научилось хорошо. По итогам 2022 года Московский метрополитен попал в рейтинг Forbes самых убыточных компаний России.
— Последний раз Московский метрополитен получил чистую прибыль в 2016 году — тогда она составила 478 миллионов рублей, — сообщил Forbes. — С тех пор каждый год предприятие фиксирует убыток. В 2022 году их убыток равнялся 31,6 миллиарда рублей. Почему у предприятия убытки? Выручки Московского метрополитена не хватает даже на покрытие затрат по себестоимости, что связано как с заниженными тарифами на проезд, так и с большим количеством пассажиров, пользующихся льготным проездом.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков заявил, что такие траты — это «до хрена даже для Москвы», но уточнил, что действительно с нынешними тарифами содержать метрополитен и получать прибыль сложно, даже с учетом огромного пассажиропотока.
— Кроме того, в последнее время у Мосметро появилось множество инвестиционных трат: строительство новых линий и станций, а также покупка новых поездов, — уточнил эксперт. — То есть мы вкладываем деньги сейчас, а работать это будет потом еще долгие годы, тогда затраты минимизируются.
«Главная проблема Москвы не в том, что на общественный транспорт уходит много денег, а в бесполезных проектах, которые притягивают больше автомобилей»
А как у других?
С прошлого года Петербургский метрополитен также обновляет свой подвижной состав. В сентябре 2022 года они заключили контракт на 242 миллиарда рублей. А за пять последних лет в Санкт-Петербурге на развитие подземки взяли из бюджета 377,5 миллиарда рублей.
Сумма закупок казанского метрополитена за прошедшие пять лет выше затрат нижегородского метрополитена на 2,5 миллиарда рублей — (7,67 и 5,11 миллиарда рублей). Хотя нижегородская подземка на 4 километра длиннее, а количество станций на 4 больше казанской.
Последним в списке по затратам стал новосибирский метрополитен. За пять лет на содержание метро, ремонт и обслуживание вагонов заказчик потратил 2,8 миллиарда рублей. Хотя, по сравнению с екатеринбургским (3,73 миллиарда рублей) и самарским (3,07 миллиарда рублей) метрополитенами, станций у него больше, а железнодорожное полотно протяженнее.
Напомним, всего в 2023 году власти выделили из бюджета 915 миллиардов рублей на развитие транспорта. Это самая большая строка расходов. Ранее мы уже рассказывали, на что чиновники берут деньги из казны.