В понедельник, 4 марта, Владимир Путин провел встречу с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Во время приема градоначальник отчитался перед президентом об итогах развития столицы за 2023 год. Он рассказал, что изменилось в отраслях машиностроения, о планах по программе реновации. И, конечно же, не забыл упомянуть о развитии городского транспорта.
В 2023 году открылось движение по 70-километровому метрокольцу — БКЛ, где расположена 31 станция. По словам Сергея Собянина, сейчас пассажиры совершают около 1,3 миллиона поездок по ней в день. Власти Москвы ожидают, что к 2025 году их число увеличится до 2,3 миллиона.
— Те проекты, которые мы с вами открывали: Большая кольцевая линия метро, скоростной диаметр — очень хорошо работают. Сегодня уже на БКЛ перевозим в сутки 1 миллион 300 тысяч человек. По скоростному диаметру — 400 [проезжают] тысяч машин ежедневно. Если посмотреть экономическую отдачу, федеральный бюджет за счет БКЛ получил больше триллиона рублей, — сказал Собянин на встрече с Путиным.
Транспортные эксперты рассказали MSK1.RU, каким образом Большая кольцевая линия могла принести федеральному бюджету такие деньги.
— Уверен, что речь идет не о прямых затратах, которые пассажиры отдают за билеты, — объяснил транспортный эксперт Владислав Булгаков. — Там подсчитывают всю систему. В целом, Москва датирует свой транспорт очень хорошо — на сотни миллиардов рублей.
«Собянин говорит об общей экономической активности и налоговых сборах, которые привлекла БКЛ»
— Проще говоря: если раньше этих денег не было, потому что не было БКЛ, то теперь эти деньги появились. Рядом со станциями построили бизнес-центры, офисы, жилье, — добавил Булгаков.
По словам транспортного эксперта, подобный подсчет денег — правильный. Дело в том, что прибыль от общественного транспорта не стоит отделять от влияния на экономику города.
Как рассказывает председатель Союза пассажиров России, член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков, «плата за проезд идет не в бюджет Москвы, а на счета ГУП "Московский метрополитен"».
— Бюджет может получать от новой инфраструктуры эффекты. Прямые (например, увеличились налоги с ГУП «Московский метрополитен», но явно не на триллион) и косвенные. Косвенные, это например, выросла стоимость земли возле новых станций, там возникли новые бизнесы-налогоплательщики и прочее. Кроме того, эффектами можно считать налоги, заплаченные подрядчиками и субподрядчиками стройки, — уточнил MSK1.RU Кирилл Янков.
«Но эти налоги всё равно меньше, чем сумма, на которую бюджет профинансировал стройку»
Кроме того, по данным правительства Москвы, суммарная экономическая отдача от Большой кольцевой линии метро с начала строительства и до 2023 года включительно составила 2,1 триллиона рублей — именно столько дополнительных налогов поступило в бюджет Москвы (0,83 триллиона рублей), а также в федеральный бюджет и внебюджетные фонды (1,23 триллиона рублей).
По оценкам, до 2035 года благодаря БКЛ в бюджеты всех уровней поступит 7,2 триллиона рублей.
Помимо отчета о работе БКЛ, Собянин заявил о планировании построить в 2024–2026 годах Троицкую линию метро, а также 265 километров новых дорог. И только после этого перейти к активному строительству Рублево-Архангельской линии столичной подземки.
Ранее мы писали, что в строительство БКЛ вложено инвестиций около пяти триллионов рублей.
— За время строительства этот проект уже сам себя окупил, по сути дела. Если взять полуторакилометровый коридор вокруг Большой кольцевой линии, за это время вложено инвестиций туда около пяти триллионов рублей, — говорил Собянин.
Кроме того, подробно рассказывали, как в Москве БКЛ пережила первый год работы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».