Московское центральное кольцо (МЦК) — одна из самых интересных и при этом странных идей по развитию общественного транспорта в столице. При открытии ее продавали жителям чуть ли не как еще одну ветку метро. Но после запуска оказалось, что с подземкой некоторые станции пересекаются лишь названиями, а пересадка на наземное кольцо в некоторых местах занимает до 20 минут и зачастую приходится выходить на улицу. На тех станциях, где проходы вышли удобными, толпятся кучи пассажиров. Мы решили спросить у транспортного аналитика, в чём причина всех этих странностей.
По данным статистики МЖД, на МЦК ежемесячно ездят больше 10 млн пассажиров. И их число медленно, но верно растет. Самыми загруженными практически неизменно каждый месяц становятся три станции МЦК: Ростокино, Нижегородская и Площадь Гагарина.
Ростокино: «провал проектировщиков»
Эта станция, по данным МЖД, стала самой загруженной с января по апрель 2024 года. Толпы пассажиров здесь появились еще в сентябре 2019 года, когда платформу Северянин, через которую ездят жители области в Москву и обратно, перенесли ближе к МЦК Ростокино.
— Эта платформа Северянин находилась сильно дальше. Ее специально построили ближе, чтобы сделать удобную пересадку. То есть на этом направлении как раз необходимые действия по приближению станций двух линий друг к другу сделаны, — объяснил транспортный эксперт Павел Яблоков. — Другой вопрос, что таких пересадок настолько мало, что любая становится востребованной.
Станция МЦК Ростокино рассчитана на поток пассажиров из Московской области. В месяц ей пользуются около 1 миллиона человек — в апреле, например, ею воспользовались 967,8 тысячи жителей столицы и Подмосковья. Об этом с гордостью заявляет МЖД на своем сайте. А вот пассажиры оценивают популярность станции без особого восторга. В часы пик им часто приходится стоять и толкаться в очередях:
— Электрички 07:59 и 08:00 приходят одновременно, поэтому такая ситуация. В очереди теряется по 20 минут, — жалуется одна из пассажирок МЦК.
— Это еще дома не достроили на станции Мытищи, — добавляет житель области, регулярно пользующийся пересадкой. — Как сдадутся, то на Ростокино будет очередь в несколько раз больше.
Откуда толпы пассажиров на Ростокино
— Проблема Ярославского направления Московской железной дороги в том, что она очень слабо интегрируется с сетью городского транспорта Москвы, — объяснил в разговоре с MSK1.RU Яблоков. — До недавнего времени даже такой альтернативы, как МЦК, не было: единственная возможность пересесть на метро была на Ярославском вокзале, на станции «Комсомольская». То есть пересадок очень мало.
Если все остальные направления получили, например, связь с Большой кольцевой линией, Ярославское направление это обошло стороной.
На сайте мэрии указано, что появление быстрой пересадки на станции МЦК Ростокино позволило разгрузить Ярославский вокзал. Пассажиры же наперебой говорят, что «пробки из людей» не исчезли, а просто переместились с «Комсомольской» на станцию Ростокино.
Департамент транспорта кадры столпотворений на пересадочном узле комментировал так:
— Ростокино — пересадочная станция МЦК со станцией Ярославского направления МЖД — одного из самых загруженных и интенсивных в Европе. Многие пассажиры пересаживаются на МЦК с Ярославского направления. А в часы пик, когда интервал поездов чуть более 2 минут, при пересадке может быть небольшое скопление на вход.
Как решить проблему?
Транспортный эксперт Павел Яблоков уверен, что у Ярославского направления одна глобальная проблема — дефицит пересадочных узлов.
— Если бы был реализован уже несколько раз анонсированный дорогостоящий, но полезный проект объединения Ярославского и Павелецкого направлений под единый диаметр, это дало бы обоим направлениям, особенно наиболее страдающему такой своей загруженностью Ярославскому, гораздо больше пересадок, — считает аналитик.
По оценкам мэрии, такой проект будет перевозить более 180 миллионов пассажиров в год, а в сутки его поток превысит 600 тысяч пассажиров. Для сравнения — это больше, чем среднесуточный поток первых двух диаметров вместе. Однако технически его реализовать очень сложно.
Тем временем пассажиры предлагают более реальные варианты улучшения ситуации с толкучкой в часы пик. Например, решить вопрос с турникетами.
— Восемь турникетов на вход на станции, открытой в 2016 году, и на которой изначально прогнозировался огромный пассажиропоток, это провал проектировщиков, — считает один из пассажиров. — Его, кстати, можно легко ликвидировать малыми затратами — установкой дополнительных турникетов.
Есть и в метро станции, которые загружены больше остальных — вот они. Также мы рассказывали, что москвичи опровергли рейтинг самых пустых линий метро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».