В Москве на станции МЦД Кратово порвалась электричка «Иволга 4.0». Сцепка между пятым и шестым вагонами не выдержала, когда поезд начал движение от платформы. MSK1.RU расспросил транспортных экспертов о возможных причинах аварии и ее последствиях.
В пресс-службе Московской железной дороги заявили, что произошел «саморасцеп», при этом уточнили, что поезд им не принадлежит, а относится к Центральной пригородной компании (ЦППК). В результате ЧП никто не пострадал, люди успешно высадились на платформу. В ЦППК уже пообещали провести внутреннюю проверку.
Вопросы к производителю
Транспортный аналитик Владислав Булгаков рассказал, что после ЧП могут возникнуть вопросы не только к обслуживающей работу поездов компании, но и к производителям «Иволг 4.0».
— Сцепка оторвалась полностью, но, в принципе, разъединение иначе и не могло бы случиться, — объяснил транспортный аналитик. — На «Иволгах» установлены такие же автосцепки, как в метро. Они достаточно надежные по креплению, а тут — оторвалась. Причем, я так понимаю, это случилось на станции, то есть буквально поезд тронулся и порвался. Всё произошло при разгоне, поэтому тут вопросы будут как к производителю, так и к обслуживающей организации.
Общая стоимость поставки поездов — 57 миллиардов рублей. Заказчиком выступает Московский метрополитен, а поставляет вагоны «Метровагонмаш», следует из данных на сайте «Госзакупки». Производит электрички «Трансмашхолдинг». «Иволги 4.0» собирают на Тверском вагоностроительном заводе.
Во всем виноваты санкции?
Эксперты сходятся во мнении, что ситуация неспроста произошла именно с «Иволгой 4.0», которую начали производить аккурат с началом введения санкций. Теперь крупным предприятиям приходится искать других поставщиков запчастей, говорят эксперты.
— Производители могут менять на какие-то китайские комплектующие то, что раньше было европейским, — предположил главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков. — Это может казаться тем же поездом, что и раньше, но вот начинка, она уже другая. Как это всё будет сочетаться? Это тоже предметы многочисленных испытаний, сертификаций. Без этого никто поезд на линию не выпустит.
При этом транспортный аналитик Владислав Булгаков обратил внимание на то, что «Трансмашхолдинг» сейчас сильно задерживает поставки «Иволг 4.0». Причины этому также могут крыться в труднодоступной «начинке» электричек.
— В Иволге немало было западных комплектующих, когда они выдавали ее предыдущую серию, — сказал эксперт. — Конечно, основа там полностью отечественная, и в целом там много отечественных комплектующих. А вот, например, те же тормоза точно были от крупной немецкой компании. Заменить их было не так просто.
Такое происшествие — это удар по производителю в первую очередь. Они [производители] зависят от госзаказов, а тут бац — и разорвался поезд.
Ошибка машиниста?
При этом подобные происшествия уже случались в Москве. В 2018 году на МЦК возле станции «Лужники» разорвалась «Ласточка». Пассажиров высадили успешно, при буксировке вагоны окончательно разъединили. Это был последний подобный случай до сегодняшнего дня с новыми электричками.
Эксперты отметили, что причины разрыва «Иволги» могут крыться в действиях машиниста или обслуживающего персонала.
— Машинистам должна поступать информация, что с тормозами или электропроводкой что-то не так, — объяснил Владислав Булгаков. — Поэтому тут тоже могут возникнуть вопросы к действиям машиниста, всё ли он проверил, мог ли он знать о неисправности, чтобы не допустить этот разрыв.
Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков заявил, что при таком ЧП теоретически могли пострадать пассажиры. Если бы это случилось, то в отношении перевозчика могли возбудить уголовное дело по статье 238 УК РФ об оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности.
— За пассажиров ответственность несет перевозчик, — сказал эксперт. — В рамках закона об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажиром в данном случае ЦППК несет ответственность перед своими пассажирами. В любом случае о виновных рано что-то говорить, пока не проведут экспертизу и не выяснят точные причины происшествия. Радует, что все живы и никто не пострадал.
Ранее пассажиры жаловались, что в «Иволгах 4.0» в день запуска сломались двери. В целом четвертая серия поездов под названием «Иволги» тащит за собой шлейф происшествий. Еще до официального запуска один из новеньких поездов попал в аварию. Он столкнулся с другой электричкой, состав до сих пор находится в ремонте.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».